MENU
Главная » 2017 » Декабрь » 1 » Специфика и взаимосвязь философии и науки
23:18
Специфика и взаимосвязь философии и науки

Текст

научной работы на тему "Специфика и взаимосвязь философии и науки". Научная статья по специальности "Философия"

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Раджабов, О. Р.

доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет», г. Махачкала, Республика Дагестан, e-mail: filek08@ Rambler.ru Radjabov, O. R.

СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются некоторые актуальные положения взаимосвязи и особенностей философских и научных знаний.

THE SPECIFICITY AND THE RELATIONSHIP OF PHILOSOPHY AND SCIENCE

SUMMARY. The article studies and analyzes some topical aspects of the relationship and features of philosophical and scientific knowledge

Ключевые слова: наука, философия, специфика, познание, методология.

Key words: science, philosophy, specificity, cognition, methodology.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией. В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово философия означает «наука». Эта наука была направлена на все, что было способно (или казалось способным) стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия при дифференцированном состоянии отдельных наук становилась органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, проводником нравственной и религиозной жизни.

Первую попытку обрисовать круг задач философии перед лицом конкретных наук в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представлялась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, «как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова». В

размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. У Аристотеля уже имеется отдельная большая работа, которая называется «Физика», т. е. наука о природе. И это не противоречит самостоятельному характеру аристотелевской «первой философии» с его самостоятельным предметом - мышлением. «Первая философия», по Аристотелю, и есть мышление о мышлении. Это ум, направленный на самого себя. «Однако, - замечает Аристотель, -совершенно очевидно, что знание, чувственное восприятие, мнение и размышление всегда направлены на другое, на себя лишь мимоходом». Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».

В Х1Х-ХХ веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждении о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, развенчивающего «королеву наук». В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно она может брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.

Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, а также формирование целостного, завершенного представления об объекте и предмете исследования. Ясно, что подобная задача по ряду объективных причин всегда остается не до конца выполнимой, но научное знание стремится быть максимально системным, целостным. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов [2].

Таким образом, специфика науки - не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а в том, что она представляет собой частное познание, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие ее философских утверждений, они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой.

Отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования отличается философия от науки, с одной стороны, и от религии - с другой. Философские системы нельзя полностью подтвердить или опровергнуть: они говорят о мире в целом, претендуя на

вселенский масштаб. Критерий истинности - практика - к ним неприменим. Научные положения имеют конкретные следствия, которые могут быть проверены непосредственно или с помощью соответствующих приборов. Философские положения не имеют проверяемых следствий.

Но, в отличие от религии, философские построения основываются на научных данных, тогда как для религии основным остается Откровение, а его нелегко модифицировать под влиянием новых научных открытий. [3] Современная философия так же, как и любая религия, в своих исходных предположениях опирается на недоказуемое утверждение, на положение, принимаемое на веру, как догму. И от религии ее отделяют только три отличия: безграничная вера человека не в Бога, а в самого себя, в возможности своего разума; то, что объектом исследования философии является природа вещей; а задачей объяснение явлений, в том числе и духовных, из сущуства природы. В силу этого Куно Фишер предлагал называть ее «догматической натурфилософией». Наука занимается трансцендентальным («посюсторонним»), религия - трансцендентным («потусторонним»). Для философии характерно рассмотрение обеих областей в единстве. Связующим звеном между наукой и религией является философия, которой присущи неудовлетворенность хождением по равнине опытной науки и постоянное стремление вверх с опасностью упасть в пропасть.

В отличие от науки с приматом чувственного опыта и религии с культом авторитета, в философии большое значение приобретает интуиция. Философское знание - знание об универсуме, и оно может считаться полноценным в том случае, если имеется метод постижения целого.

Специалисты, изучающие конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т. д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Философский анализ научных понятий формирует категории, из которых строится здание философской системы. Правда, для того, чтобы войти в ткань философии, научные понятия должны быть модифицированы с целью их согласования в единой системе. Так, впрочем, поступает и наука. Философский анализ научных понятий полезен и тем, что связанная с ним унификация понятий способствует синтезу различных областей знания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке, но нельзя и отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание.

Проблема возникновения науки философия

Можно вспомнить, скажем, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения [Текст]. - Т. 1. - М. 1976. - 316 с.

2. Раджабов, О. Р. Физическая картина мира в аспекте классической, неклассической и постнеклассической рациональности [Текст]. - М. МПГУ, Прометей, 2010. - С. 13.

3. Фишер, К. История новой философии. Декарт [Текст]. - СПб. МИФРИЛ, 1994. - 157 с.

"Философия и наука". Стёпин В.С., доктор философских наук, профессор, академик РАН.

Категория: Философия | Просмотров: 25 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar