MENU
Главная » 2016 » Сентябрь » 29 » Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии
22:18
Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии

Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии.

Современный период развития социальной географии начался после Второй мировой войны, то есть после 1945

В книге "География и географы" Р. Дж. Джонстон отмечает, что Вторая мировая война стала вообще точкой отсчета, с которого "удобно начинать историю социография", мотивируя это тем, что это время совпадает с крупным водоразделом в развитии общества Западной Европы, США. а также Японии. Впервые крупный международный конфликт был связан не только со страданиями людей на полях битвы, но и с борьбой научных доктрин. Возросла активность и престиж науки, особенно в результате развития отрасли, которую сейчас называют социальной инженерией. Эта отрасль возникла в период экономических кризисов. Тогда правительства многих стран способствовали разработке мер, направленных на ослабление бедности, развитие либерального мышления.

Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии

Изменения в обществе, развитие социальной инженерии способствовали углубленному интереса к общественным наукам, поднятию их статуса и расширению активности. Первой вышла на престижную границу экономика, в основном благодаря трудам Кейнса. Значительное развитие получили и другие науки. Наступила очередь социологии, социального управления, а после - и социальной географии. Развития социальной географии способствовал ряд факторов. Прежде всего - это необходимость восстановления разрушенного хозяйства, потребность в разработке новых проектов развития, вело к изменениям в использовании земли, территориальном перераспределении экономической деятельности на локальном и региональном уровнях. Нужно было не только реконструировать города, но и построить новые, обеспечить равномерно размещения промышленности и занятости между районами, осуществить охрану сельскохозяйственных угодий, улучшить окружающую среду. Все это не могло не повысить потребность в ученых-социологов, инженерах-планировщик, не могло не стимулировать развитие социальной географии. Увеличился прием студентов на факультеты социально-экономических наук, возросло количество научных публикаций.

В 50-х годах нидерландский географ Геррит Ян ван ден Берг попытался сформулировать развернутую научную, плодотворную, с практической точки зрения, доктрину современной географии. Он обращал внимание на три момента. Итак, география должна быть географией человека - или ей вообще нечего существовать. Направления интересов географической дисциплины должно быть связано с вопросами экономического характера, а именно: взаимосвязи людей с окружающей средой, которое состоит из трех компонентов - природы, застроенного и искусственно организованного пространства и социального (социокультурного) компонента. Изучение конкретных территориальных общностей людей следует осуществлять в контексте всех элементов окружающей среды, в пределах территории распространения этих общностей и вокруг них.

Геррит Ян ван ден Берг считает, что с такой доктриной география становится вполне продуктивным полем деятельности, которое входит в четыре участка планирования: планирование городов, планирование сельской местности, региональное планирование (в постсоциалистических странах - районная планировка) и возрождение города и села, то есть восстановление их социальной и физической среды. На основе сформулированной доктрины географии Геррит Ян ван ден Берг разработал рабочую модель планировочных действий в этих четырех участках, которое узалежнюе все взаимосвязанные процессы застройки и организации общины (той или иной общности людей) и особенностей ее развития от интегрированных процессов обучения и планирования. В каждом отдельном случае эти процессы находятся в ведении коллективного руководства, добровольно выделенного для этой цели из членов общины. Такая рабочая модель позволяет рассматривать географические факторы по внешним проявлениям и оценить их творческую и преобразующую силу. Таким образом все члены общины разделяют ответственность за управление своей средой. Итак, по мнению Геррита Ян ван ден Берга, на пути внедрения этой модели действующее география должна отражать потребности людей и благодаря этому стать ценным дополнением и опорой для академической географии в университетах, при условии, что географы примут вызов новых потребностей.

В 1953 г. Была опубликована статья Шефера, американского экономиста, который преподавал в сотрудничестве с географами на экономическом факультете Университета штата Айова. Он пытался определить особые черты географии как социальной научной дисциплины. Шефер отмечает: география должна пониматься как наука, связанная с формированием законов, управляющих пространственным распределением определенных явлений на земной поверхности. Не самые явления, а их пространственные сочетания - вот сфера, в которой географы должны пытаться открывать законы * 98. Это был вызов Хартшорн и его региональной парадигме. Огромное значение статьи Шефера заключается и в том, что он значительное место отводит раскрытию различий между законами, открытыми в географии, и законами других "зрелых" социальных наук: первые раскрывают морфологию (структуру) явлений, остальные - процесс.

Своеобразным ответом Шеферу была монография Хартшорна "Предмет географии в перспективе", где он констатирует: "География - это дисциплина, которая стремится к описания и объяснения изменениям, происходящим от места и к месту на поверхности Земли, как мира, в котором проживает человек". По его мнению, человеческие и природные факторы не могут рассматриваться изолированно - то, что раньше это допускалось, было следствием преданности географическом детерминизма. Итак, разделение на социогеографию и физическую географию - печальный факт, потому что ограничивает комплексный подход к изучению реальности * 99.

Пятидесятые годы XX в. ознаменовали начало так называемой количественной революции в географии. Первым научным центром, в исследованиях которого стали активно применяться количественные методы, был географический факультет Университета штата Вашингтон. Здесь Уильям Гаррисон организовал специальный семинар, в котором приняли участие Уильям Бунге, Брайан Дж. Л. Берри, Ричард Морилл, Джон Д. Нюстуен, Эдвард Ульман и др. Этот семинар открыл новые перспективы исследований. Появился ряд работ, которые стали неоценимым вкладом в сокровищницу "количественной революции" в географии.

Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии

В 1962 г. Вышла в свет работа В. Бунге "Теоретическая география". В ней отмечается, что география - точная наука, а ее цель - всестороннее теоретическое объяснение пространственных явлений * 100. Впоследствии была опубликована монография Б. Берри и Д. Марбл "Пространственный анализ. Сборник из статистической географии", в которой собраны многочисленные примеры использования статистических и математических методов в географии.

В 60-х годах XX в. стала широко известной труд Аккермана "География как фундаментальная научная дисциплина", посвященная организации научного исследования. Это был своеобразный призыв развития теории к применению количественных методов, организации на формирование законов и обобщений и тому подобное. В середине 60-х годов смещение акцента на статистические и математические методы в географии стало настолько весомым, что очевидность необходимости гармоничного объединения новых количественных методов с традиционным рассматриванием предмета географических исследований не вызывала сомнения. Это попытался сделать Питер Хаггет в монографии "Пространственный анализ в экономической географии" * 101. Сразу после нее была опубликована монография под редакцией Р. Дж, Чорли и П. Хаггет "Модели в географии", в которой, с одной стороны, прослеживаются положения теорий размещения Иоганна фон Тюнена, А. Вебера, А. Леша, В. Кристаллера, Т. Паландер, а с другой - региональной науки В. Изарда, где количественные методы развивались независимо от географии.

Несмотря на успехи в разработке методологии и положительные последствия "количественной революции", география не обладала должной теоретической основой, которая отвечала бы новым потребностям и задачам. Количественные методы не позволяли понять сути социальных проблем, социальных и культурных особенностей в разных странах. Некоторые географы осознали, что между теорией и идеологией существует непосредственная связь. Как показали конкретные исследования, общество стало одной из основных сил в организации пространства. Вот почему Рональд Аблер, Джон Адамс, Питер Гоулд в работе "Пространственная организация. Взгляд географов на мир" (1971.) Придерживаются мнения, что социальная география изучает поведение человека, а главный объект географии - территориальная организация общества.

Другие социогеографы того времени, развивая методику анализа, также имели целью найти место социальной географии в структуре общественных наук. Они стремились, чтобы эта наука начала вносить свою долю в общее дело познания. Именно в этом направлении шел поиск нового фокуса и новой методологии.

Джонсон отмечает, что таким фокусом стало исследование пространственных переменных и пространственных систем. Социогеография как пространственная наука, по мнению ученого, была "спущена на воду" в Северной Америке в 50-х годах. К концу 60-х годов она доминировала во всем англосаксонском мире. Большинство исследований отдавала дань позитивизма, пытаясь описать структуры пространственной организации и довести последствия воздействия расстоянии на поведение человека. Эти научные исследования основывались, как правило, на количественных методах исследования. Так написан учебник Хаггет. Таким же образом творил лекции профессор Уотсон, который назвал географию наукой о расстоянии, а ее центральной темой - изучение относительного размещения людей и территорий.

Обзор большинстве работ того периода по формам размещения сделал Кинг в большом обзоре "Географический подход к анализу пространственных форм" (1969) * 102.

Современный период развития социальной географии в Западной Европе, США, Японии

С 70-х годов XX в. позитивистская пространственная наука англо-американских географов находилась под постоянным взглядом острой критики. Несмотря на это, именно пространственная парадигма чрезвычайно сильно повлияла на рост исследований в социогеографии. В 70-х годах стало понятно, что над человечеством нависла угроза уничтожения. Проблема выживания и сохранения человека как биологического вида стала особенно острой в связи с возникновением возможности применения оружия массового уничтожения. Престиж технических наук уменьшился, а популярность социальных наук резко возросла. Это привело к возникновению двух подходов в социальной географии: Поведенческая, рассматривавшего человека как респондента на стимулы, и гуманистського, что видел в человеке индивида, постоянно взаимодействует со средой, изменяя и себя, и среда. Эти направления до сих пор борются за центральные позиции в философии социогеографии. Продолжаются дискуссии о сути социогеографии, которые достаточно интересно и доступно описал Р. Дж. Джонстон. По сути, книга Р. Дж. Джонстона "География и географы" является, по его словам, "реконструкцией - на основе опубликованных материалов - философских и методологических споров внутри социогеографии" * 103.

На современном этапе англо-американская социальная география характеризуется плюрализмом взглядов, которые группируются вокруг трех философских школ:

1. позитивистской с ее верой в объективность научного описания и анализа окружающего мира и с целью формулирования законов этого мира на основе использования причинно-следственных законов.

2. Гуманистськои (индивидуалистской), в основе которой содержится представление о том, что люди существуют в собственных субъективных мирах, ими созданных, внутри которых они действуют как свободные агенты.

3. структуралистский. Она доказывает, что объяснение исследуемых структур может быть достигнутом не анализ этих структур как таковых, а лишь через конструирование теорий относительно "скрытых" процессов. При этом такие процессы не поддаются прямому изучению, а создают предпосылки, в пределах которых люди и конструируют упомянутые структуры. Большинство ученых верят, что плюрализм усиливает потенциал для развития новой социальной географии, хотя путь этого развития является нечеткий. Р. Дж. Джонстон, имея в виду социальную географию, отмечает: пока нет "нормальной науки", нет единого мнения о структуре дисциплины, нет единства в выборе эталонов и не верит, что в ближайшем будущем что-то изменится.

В отличие от англосаксонского направления, чрезвычайно ярко выраженную национальную школу социальной географии имеет Франция. Аналогичное можно сказать и о социально-географическую школу восточных стран, в частности Японии.

Развитие социальной географии и региональной социальной географии в период после обретения Украиной независимости.

Развитие известных теорий социальной географии и региональной социальной географии в независимой Украине связан с именами корифеев общественно-географической науки - Ф. Заставного, М. Паламарчука, М. Пистуна, А. Шаблия, Я. Олийныка, А. Степаненко, Я. Жупанского и других ученых. В этот период активизировалось формирование социально-географических школ, среди которых больше всего выделяются Львовская, Киевская, Одесская и Харьковская школы. В последнее время активизировалось формирование Крымской социально-географической школы.

АНДРЕЙ ИЛЬИЧ ФУРСОВ!!

Категория: ВСЕ О НАУКЕ | Просмотров: 115 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar