MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 9 » Современные философские концепции развития - Философия
22:43
Современные философские концепции развития - Философия

Современные философские концепции развития

В настоящее время существует достаточно много учений о связи и развитии бытия. Идея всеобщности развития конкретизируется в представлениях о полифоничности развития, вовлечении в его "поток" широкого многообразия разнокачественных объектов и областей реальности. При этом ни одна из линий развития однозначно не может быть названа доминирующей. Так, в настоящее время признано, что развитие может иметь различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную и др.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической, органической (живые организмы), социальной материи и сознания.

Основными типами развития являются прогресс и регресс. Прогресс соответствует качественному переходу от низшего к высшему, а регресс – изменению от высшего к низшему. Иногда в обыденном употреблении понятие развития тесно связано с понятием прогресса. Однако в сфере философского и научного употребления оно фиксирует бытие системы как единство прогресса и регресса, обновления и разрушения, самоутверждения и самоуничтожения.

В настоящее время в философии и науке выделяется множество философских концепций развития:

• креационистская, от Августина Блаженного до Д. Гиша, У. Брауна (теологические концепции творения, развитие мира из ничего божественной волей);

• концепция преформизма А. Левенгука, К. Бэра (наличие предуготованных форм развития);

• градуалистская, или равновесно-интеграционная, модель Г. Спенсера, Л. Уорда (развитие как преемственный баланс различных факторов изменения в ходе постепенной эволюции);

• антропологическая модель Ж.-П. Сартра (помещение человека в центр процессов развития);

• творческо-эволюционная, или эмерджентная, концепция (от англ, emerge – возникать, проявляться) Л. Моргана, А. Бергсона признает возможность взрывообразного скачка, самопроизвольной активности, инициируемой "жизненным порывом";

• натуралистическая модель (от англ, natural – естественный, природный) Ч. Дарвина, Дж. Хаксли, Л. Берталанфи основана на частно-научном понимании эволюции классическим естествознанием;

• конфликтная модель Т. М. Дридзе и Л. Н. Цой рассматривает развитие посредством столкновения различных социальных позиций.

Наиболее перспективными могут стать синергетическая (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс), а также аутопойетическая (Н. Луман) концепции развития. Рассмотрим их подробнее.

Синергетика (от др.-греч. συν – совместность, έ'ργον – деятельность – т.е. самоорганизация) – междисциплинарное направление науки . изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и др.) на основе присущих им принципов самоорганизации.

В синергетической, или неравновесно-дифференциальной, концепции динамика процесса представляет собой движение по траектории развития от одного аттрактора к другому.

Современные философские концепции развития - Философия

Аттрактор (от англ. attract – привлекать, притягивать) реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах и которые выступают альтернативными целями эволюции системы.

Информация связана с функционированием самоорганизующихся (синергетических) систем. На основе принципов самоорганизации объясняется возникновение порядка из хаоса, а также переход от одного уровня организации к другому. В синергетике мерой неорганизованности выступает понятие "энтропия" (от греч. entropia – превращение), а мерой организованности – понятия " негэнтропия " или "информация".

Будучи неустойчивой и легкоизменчивой по своей природе, открытая сложная система постоянно осуществляет флуктуации. Флуктуация (от лат. fluctuatio – колебание) – термин, характеризующий внутреннее отклонение системы от средних значений переменных состояний.

При удалении системы от состояния равновесия флуктуации, вместо того чтобы затухать, наоборот усиливаются и завладевают всей системой, вынуждая ее эволюционировать к новому режиму [1] .

При попадании в поле притяжения определенного аттрактора развивающаяся система начинает эволюционировать к этому устойчивому состоянию, строиться по плану, заложенному в аттракторе, т.е. в текущий момент своего развития система определяется ее будущим конечным видом [2] .

Моменту перехода системы к новому состоянию предшествует приближение к точкам бифуркации. Бифуркация (от лат. bifurcus – раздвоенный) – место разветвления путей эволюции открытой нелинейной системы, в котором осуществляется выбор дальнейшего направления ее развития.

Вблизи точки бифуркации поведение системы становится неустойчивым. Сложная система под воздействием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние ("бабочка, взмахнувшая крыльями в Китае, может привести к урагану в Южной Америке").

Применительно к развитию современного общества, носящего информационно-коммуникативный и сетевой характер, представляет большой интерес аутопойетическая модель Н. Лумана.

Аутопойесис (от др.-греч. αυτός – сам, ποίησις – производство; самопроизводство, самотворение) понятие, обозначающее саморазвитие сложных структур, первоначально применялось в биологии и нейрофизиологии Ф. Варелом и У. Матураной к нейрофизиологической структуре человека, компонентам мозга, которые воспроизводят сами себя или самостоятельно переориентируют свои функции в рамках системы.

Современное общество, будучи коммуникативной системой, является аутопойетическим и самореферентным образованием, т.е. самовоспроизводит и самоопределяет себя при помощи слов, языка, постоянной коммуникативной активности.

По мнению Лумана, общество представляет собой коммуникативно-закрытую систему, которая производит коммуникацию посредством самой коммуникации. "Коммуницировать может только оно само – но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации" [3] .

Социальное пространство любому осмысленно происходящему событию придает информационную ценность, внешние влияния на него приводят к тому, что система должна выбрать, какая информация для нее имеет смысл, а какая – нет. Система имеет соответствующую структуру для переработки информации – СМИ (массмедиа), выступающие средством, при помощи которого общество "смотрит" на самого себя. Так, сама система "определяет" (кодирует-декодирует), содержит ли сообщение смысл или нет, посредством "да-редакции" и "нет-редакции". Наука, к примеру, существует благодаря коду "истина (ложь)", поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению.

Таким образом, социум больше не нуждается ни в какой внешней среде для самовоспроизводства, и поэтому – "пет необходимости ни в Боге, ни в системе трансцендентных ценностей".

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает взаимодействие между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры и собственно само социальное развитие.

Помимо собственно философских концепций развития, имеются также общенаучные трактовки качественных, необратимых, направленных изменений. Назовем некоторые общенаучные концепции развития: глобальный эволюционизм, ноосферогенез, антропокосмическая модель, системнодеятельностная концепция, функционально-ролевая концепция и др.

Завершая характеристику идеи развития, следует подчеркнуть важность выявления ее методологического значения для деятельности. Методологический потенциал учений о развитии не проявляется на практике "автоматически", его реализация требует серьезной общей теоретической подготовки. Настойчивое овладение этими идеями позволяет проникать в суть современных экономических, политических и социальных процессов, отличающихся многоаспектностью и высокой степенью динамизма, осознавать сложные контексты, факторы и последствия реализации управленческих и профессиональных решений.

Современные философские концепции развития - Философия

[1] См. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С. 194–195.

[2] См. Князева E. Н. Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994. С. 143.

[3] Луман Н. Медиа коммуникации. М. 2005. С. 27.

5.Философия «Развитие» М.В.Попов

Категория: Философия | Просмотров: 27 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar