MENU
Главная » 2017 » Октябрь » 29 » Современная концепция взаимодействия наук методологические и социально-философские аспекты
22:26
Современная концепция взаимодействия наук методологические и социально-философские аспекты

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических вопросов предметного взаимодействия наук. Автором сделана попытка осуществить комплексный методологический и социальнофилософский анализ затронутых проблем, исследуемых с точки зрения единства методологических, мировоззренческих и гуманистических аспектов, и выявить различия подхода к объекту взаимодействия наук в отечественной и зарубежной философской литературе.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 09.00.00, author — Makovskiy Nikolay Andreevich

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "Современная концепция взаимодействия наук: методологические и социально-философские аспекты". Научная статья по специальности "Философия"

референтным, нужно признать влияние традиции и отказаться от универсализации, считая «многообразие» форм личностной иррациональности.

Современный человек, утверждает З. Бауман, независимо от того, опытный он или неопытный, ленивый или трудолюбивый, образованный или необразованный, также может добиваться соблюдения стандартов. Человеку приходится постоянно анализировать свои условия жизни, перспективы социальной карьеры. Для общества образование давно перестало быть «известным» средством самопознания человека. Перемена образовательных координат состоит в выборе «нескольких бессистемных навигаторов», поиске форм, которые оказываются наиболее безопасными, т. е. дают чувство социальной уверенности, хотя на короткий период времени [7].

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Социальная философия: слов. М. 2009. С. 243.

2. Франк С. Л. О задачах всеобщей обобщающей науки // Социолог. исслед. 1990. № 9. С. 14.

3. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 2000.

С. 368.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 2001. С. 41.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. 2002. С. 55.

6. Новый человек: воспитание и образование. Ростов н/Д, 2003. С. 123-124.

7. Ермакова Л. И. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования. М. Социал.-гуманит. знания, 2004.

УДК 1:3;001.8:3

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУК: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Н. А. Маковский

MODERN CONCEPTION OF SCIENCE INTERACTION:

Современная концепция взаимодействия наук методологические и социально-философские аспекты

METHODOLOGICAL AND SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS

N. A. Makovsky

Статья посвящена анализу теоретических вопросов предметного взаимодействия наук. Автором сделана попытка осуществить комплексный методологический и социально-философский анализ затронутых проблем, исследуемых с точки зрения единства методологических, мировоззренческих и гуманистических аспектов, и выявить различия подхода к объекту взаимодействия наук в отечественной и зарубежной философской литературе.

This article analyzes the theoretical aspects of objective science interaction. The author has attempted to implement a comprehensive methodological and socio-philosophical analysis of the issues involved, studied from the standpoint of the unity of methodological, philosophical and humanistic aspects, and to identify differences in approaches to the subject of interaction of sciences in domestic and foreign philosophical literature.

Ключевые слова:

методология, предметное взаимодействие наук, сущность человека, потребность, интерес, цель, дифференциация, интеграция.

Keywords:

methodology, objective science interaction, essence of a person, need, interest, aim, differentiation, integration.

Относительно конечный прогнозируемый результат в науке, в отличие от других видов познавательного процесса, осуществляется посредством сознательного выделения объекта (предмета) исследования, постановки и решения комплексных научных проблем, требующих углубления взаимодействия основных отраслей знания. Именно в этом направлении достигалось и будет достигаться в дальнейшем ускорение научно-технического, технологического и социального прогресса. Говоря о значении такого ускоренного устойчивого развития для транзитивного общества, следует говорить об этом как об одной из первоочередных задач. отсюда становится очевидной и социально-практическая, и теоретическая актуальность, которую приобретают вопросы, связанные с методологическим и социально-философским осмыслением понятия, места и роли взаимодействия наук. И сопряжены эти вопросы сейчас главным образом с возрастанием потребностей, интересов и целей человека, комплексности научных проблем, с перспективностью исследований на «стыках» различных отраслей знаний, а также с усилением взаимосвязи науки и производства, науки и образования.

В современных условиях российское общество нуждается в подлинно научных обоснованных знаниях о мире и человеке. Поэтому, на наш взгляд, сейчас очень важно исходить в процессе анализа взаимодействия наук из социально-деятельной сущности человека, учитывать при этом гуманистический аспект исследования проблемы.

Взаимодействие наук - это не собственно науковедческая проблема, а один из аспектов раскрытия становления и развития человеческой сущности. Человек вынужден познавать действительность, чтобы иметь о ней достоверные, истинные знания, которые позволяют ему использовать предметы, явления, законы в целях удовлетворения потребностей: без них человек не в состоянии вообще осуществлять свою жизнедеятельность. Вот почему возникновение науки и взаимодействия наук детерминировано жизнедеятельностью человека.

Интеграция как общая закономерность развития систем приобретает особое значение в таких открытых системах, как общество. Здесь важной особенностью является то, что интеграция в области науки связана, с одной стороны, с быстрой дифференциацией знания, с другой - с необходимостью обобщенного выражения научного знания как обобщенной целостной системы, а как раз интеграция дает логическую канву и логический аспект для этой системы.

Взаимодействие наук выступает как целостность функционирования отдельных научных систем, оно предполагает объединение множества наук в определенную целостность (в плане формирования единой науки о человеке). Движение к этой науке имеет предпосылкой определенное целостное становление научного знания.

В современном мире информация становится главной производительной силой. К. Маркс указывал, что по мере развития общества индивидуальный научный труд превращается во всеобщий научный труд, который становится основной производительной силой. Это требует иного подхода к науке, ее интеграции и дифференциации, а формирование нового субъекта трудовой деятельности реализует в себе всеобщий научный труд.

В процессе решения задач устойчивого социально-экономического развития страны важное значение приобретает укрепление творческих связей естественных, технических (технологических) и общественных наук, всестороннего делового сотрудничества представителей различных отраслей знания. Однако взаимодействие наук является необходимым и важным аспектом не только в сфере социально-экономической жизни общества, но также и в области научно-технической, научно-технологической, в сфере познавательной, в особенности теоретической деятельности.

В чем же, если сказать кратко, суть дела? Продолжительное время взаимодействие наук рассматривалось в качестве системы объективированного знания. Коренные жизненные потребности, интересы и цели человека считались чем-то исключительно субъективным, которому нет места в системе строго научного знания. Со временем закрепилось стереотипное и, по существу, неверное представление о взаимодействии наук - без субъекта научной теории - без человека, его потребностей, интересов, целей.

Видимо, такое искаженное представление о взаимодействии наук послужило одной из причин тех хорошо известных деформаций в области научной теории, которые были допущены в предыдущие годы. Представление о взаимодействии наук без субъекта превращало научное знание в отчужденную застывшую схему, которой можно было бы манипулировать в зависимости от субъективных предпочтений. Сейчас необходимы решительные меры, чтобы ликвидировать саму возможность субъективистского истолкования теории, некомпетентного вмешательства в процесс взаимодействия наук. особенно необходимо это сделать в аспекте взаимосвязи философии и науки.

Сегодня надо выработать особого рода «защитные» рамки теории, сделать автономным использование теории, ее развитие от субъективистских установок руководителя любого уровня. Однако это только социально-практическая сторона вопроса анализа взаимодействия наук.

Возрастание масштабности научных исследований требует познания внутренних связей частей и элементов целого, изучения сложных объектов. На основе этого формируется система научных исследований - отраслевая, целевая, программная, причем не только по предметному (дисциплинарному), но и по проблемному принципу. Таким образом, современная наука в структурном плане начинает приобретать проблемно-предметный характер. Однако в данном случае

нельзя говорить о том, что грани между науками стираются, разделение наук по предмету исследования теряет актуальность [2].

Между тем в философско-методологической и социологической литературе Запада сложилась тенденция сводить содержательно-концептуальный смысл взаимодействия наук преимущественно к проблемному (К. Поппер, Н. Сторер, Х. Хентиг) [3].

Однако если представители современной философии и социологии Запада игнорируют предметное взаимодействие наук, то в отечественной литературе таковому не уделяется должного внимания, хотя некоторые шаги на этом пути уже сделаны. В общих чертах проведено уточнение понятия «взаимодействие наук». Издан ряд работ в этой области. Получены многочисленные результаты, которые использовались в качестве предпосылок при разработке собственной концепции и позволили существенно дополнить диалектико-материалистическую концепцию взаимодействия наук положением и предметном (дисциплинарном) взаимодействии наук, обобщить ее как особое направление философских изысканий [4].

Основную идею данного исследования можно выразить следующим образом: предметное (дисциплинарное) взаимодействие наук выступает как исходный пункт, момент проблемного взаимодействия наук и вместе с тем представляет собой как бы снятие последнего. Объектом для нас выступает не просто взаимодействие наук как особый способ бытия познавательной деятельности, а основания, уровни, механизм, система и структура предметного взаимодействия наук. Необходимо отметить, что непосредственно по данной проблеме, которую мы сформулировали, вплоть до настоящего времени отсутствуют монографические работы. Однако если таких работ до сих пор не опубликовано, то из этого вовсе не вытекает, что они не необходимы. Не является ли умозрительной сама постановка данной проблемы? В чем состоят ее теоретический смысл, рефлексивность и объективная потребность для социального, научно-технического и технологического прогресса?

Обоснование правомерности постановки проблемы поиска оснований, уровней и направлений взаимодействия наук начнем с самой сферы теоретической деятельности. Действительно, каков смысл в постановке и анализе данной проблемы, скажем, в разрешении собственных вопросов развития научного познания? Выдвигая в качестве проблемы исследования предметное взаимодействие наук, его основания, уровни, систему и структуру, необходимо ответить на вопрос: что это дает в плане приращения нового знания, поиска эффективных способов построения самой концепции взаимодействия наук, обоснования ее сущности?

Ответ следует искать в реальном процессе развития научного познания. Существует, например, известная точка зрения, впервые высказанная физиком Д. Бомом в 70-х годах XX века, согласно которой проблема построения единой теории элементарных частиц в физике может быть решена лишь с одновременным решением проблемы происхождения жизни в биологии, т. е. эти две проблемы в двух разных науках рассматриваются как неразрывно связанные. Имеются и другие примеры глубокой предметной взаимосвязи наук, в частности фундаментальных проблем в их основаниях.

В философии вопрос об основаниях является более традиционной исследовательской задачей, кроме того, в рамках диалектико-материалистической философии проведен анализ содержательно-концептуального смысла категории

«взаимодействие». Однако вплоть до настоящего времени и сущность взаимодействия наук, и специфика предметного взаимодействия наук, его философско-методологические основания, уровни, система и структура оставались нераскрытыми. теоретическая и социально-практическая потребность в такой постановке проблемы диктуется следующими обстоятельствами.

Необходимость философско-методологического обоснования этого вопроса обусловлена, во-первых, тем, что взаимодействие наук взаимосвязано с системой категорий диалектики. В частности, понятие «взаимодействие наук» служит конкретизацией такой фундаментальной категории диалектико-материалистической философии, как «взаимодействие». Исходя из этого, можно дать определение как взаимодействия наук, так и предметного взаимодействия наук.

Почему, во-вторых, может раскрыть содержательно-концептуальный смысл взаимодействия наук только диалектико-материалистическая философия? Обусловлено это тем, что философия располагает подлинно научным диалектико-материалистическим методом, а также принципами, функциями, научно обоснованной концепцией сущности человека и мира его бытия. Все вышеперечисленное позволяет не только уяснить, что такое предметное взаимодействие наук, но и раскрыть специфику его философско-методологических оснований, уровней, направлений, увязать социально-практическую функцию науки с конкретными формами проявления познавательной деятельности; дает возможность осмыслить факторы, содержание, систему и структуру взаимодействия наук, очертить исходный пункт и относительно конечный планируемый результат. Эти соображения приемлемы только в том случае, если философская концепция взаимодействия наук увязывается как с исследуемыми объектами, так и с промежуточными и относительно конечными результатами исследования, в том числе теоретической и экспериментально-производственной познавательной деятельностью.

Между тем в современных методологических и социально-философских работах еще отсутствует трактовка данного понятия, которая соответствовала бы указанным условиям. Как правило, взаимодействие наук рассматривается как межнаучный обмен методами и средствами познания, информацией и так далее, отожествляется с интеграцией науки и научного знания. В западной литературе сложилась тенденция сводить содержательно-концептуальный смысл взаимодействия наук преимущественно к проблемному взаимодействию: главным недостатком этих концепций является неучет предметного (дисциплинарного) взаимодействия наук, игнорирование объективной субстратной основы взаимодействия наук. По нашему мнению, взаимодействие наук представляет собой специфический вид познавательной деятельности, которая осуществляется человеком (в соответствии с потребностями, интересами и целями) в сфере науки, в рамках системы современных научных исследований. Предметное взаимодействие наук - особый способ бытия познавательной деятельности, направленный на раскрытие целостного объекта познания методами и средствами естественных, общественных и технических (технологических) наук, учитывающий диалектически противоречивые процессы интеграции и дифференциации знания, обусловленный социально-деятельной сущностью человека.

таким образом, необходимость дальнейшего исследования и диалектико-материалистического обоснования предметного (дисциплинарного) взаимодействия

наук обусловлена, с одной стороны, той познавательной ролью, которую оно играет в современной науке, а с другой - трудностями методологических и социально-философских разработок, которые связаны с его теоретическим пониманием.

В связи с этим приобретают чрезвычайную актуальность методологические и социально-философские вопросы взаимодействия наук. К ним относятся:

1)поиск и философская рефлексия концепции, оснований, механизма и типологии предметного взаимодействия наук;

2)уяснение комплексно-интегративной природы научной проблемы и научного исследования;

3)анализ взаимосвязи науки и производства, а также интеграции науки, образования, производства;

4)обоснование специфики системы научных исследований;

5)раскрытие содержания понятия, закономерностей и социально-практической обусловленности дисциплинарного взаимодействия наук.

В основу предлагаемого подхода положено диалектико-материалистическое представление, согласно которому концептуальная система и структура взаимодействия наук отображает целостный объект научного познания (природу, общество и мышление) и функционирует предметно (дисциплинарно). Именно такое понимание концептуальной системы и структуры предметного взаимодействия наук отличает данный подход от всех других. Однако развиваемый автором подход не исключает другие, но дополняет их до такого теоретического единства, с позиций которого представляется возможным более адекватное изучение темы настоящего исследования.

Следует отметить, что задачи ускорения социального, научно-технического и технологического прогресса стимулируют исследование закономерностей взаимодействия наук, глобальные проблемы современности повышают теоретическую и социально-практическую значимость анализа конкретных форм детерминации взаимодействия наук потребностями, интересами и целями человека; информационно-технологическая революция изменяет природу объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений в организации системы современных научных исследований, способствует определению приоритетов в той части научных инноваций, которая обладает так называемым кибернетическим эффектом: создание, например, оригинальных устройств, посредством которых можно открыть ранее неизвестные возможности преобразования вещества или обеспечить условия для функционирования новых средств и форм жизнедеятельности человека и мира его бытия [5].

Новизна развиваемого здесь подхода заключается не просто в обращении или учете социально-деятельной сущности человека, его потребностей, интересов и целей как исходного пункта предметного взаимодействия наук [6]. Это нормативное требование диалектико-материалистической философии. Задача же состоит в том, чтобы объяснить происхождение и развитие интегративной и дифферентативной тенденции взаимодействия наук из исторически развивающегося содержания практической деятельности людей, материально преобразующего труда как базисного основания культуры; причем потребности и интересы обуславливают не только направленность отношения человека к действительности, но и выбор объекта, включенного в сферу познавательного и практического освоения мира. Без этого

трудно рассчитывать на решение одной из актуальных проблем нашей науки на этапе перехода к устойчивому экономическому росту, состоящей в том, чтобы обеспечить условия для эффективного синтеза, углубления взаимосвязи естественных, социально-гуманитарных и технических (технологических) наук.

Познавательное отношение субъекта обусловливается потребностями и интересами. Потребность есть исходный импульс жизнедеятельности, деятельность -способ удовлетворения потребностей, их воспроизводства и рождения новых. Потребность - внутренне присущее человеку противоречие между необходимостью существования и ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения. Человек - открытая (сложная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся) система, которая может существовать, функционировать, только вступая в связи с внешним миром для осуществления обмена веществ и обеспечения условий своего бытия.

Но помимо потребностей в качестве детерминант познавательного отношения человека к действительности выступают интересы. Интерес - выражение объективной зависимости удовлетворения потребностей от социальных условий бытия (материального производства и общественных отношений).

Не имея достоверных знаний о внешнем мире, истинных знаний, которые дают возможность использовать явления, процессы, закономерности для удовлетворения потребностей, человек не может в принципе осуществлять свою жизнедеятельность. Причем это касается не просто первых жизненных потребностей, а потребности в производстве орудий труда.

Вот почему происходит детерминация взаимодействия наук потребностями и интересами. Методологическое значение диалектико-материалистической философии в решении данной проблемы состоит в том, что она раскрывает подчиненность возникновения дифференциации и интеграции научного знания (как компонента взаимодействия наук) жизнедеятельности человека.

Предпосылкой формирования научных дисциплин и их взаимодействия служит не просто «мир объектов и вещей», а потребности и интересы, необходимость их реализации в процессе освоения объективной действительности. Поэтому, повторимся, потребности и интересы обусловливают не только направленность отношения человека к миру, но и выбор объекта, включенного в сферу познавательного и практического освоения мира.

Потребности и интересы человека стимулируют выбор объекта в дифференцированной структуре явлений и процессов материального мира. Однако эта дифференцированная структура составляет единство, или, другими словами, единство существует во множестве и многообразии процессов. При этом основой единства служат общие закономерности самых разнообразных явлений и процессов. Но взаимодействие наук нельзя объяснить, если не исходить из роли общественно-исторической практики в познавательном отношении человека к действительности. Практика, обусловленная потребностями и интересами, является основой взаимоотношений всей науки с природой и обществом, и из нее следуют и процессы взаимодействия наук.

В истории человечества все новые и новые области действительности охватываются общественной практикой. При этом дифференцируется сама практика, поскольку под воздействием потребностей и интересов происходит

прогрессирующее разделение труда [7]. Эти новые области, включенные в практику, тем самым становятся предметом новых наук, новых направлений научного знания. Следовательно, в процессе жизнедеятельности человека возвышение все новых и новых потребностей и интересов способствует росту научного знания не только в количественном, но и в качественном отношении - вширь и вглубь. Одновременно из растущего разделения труда вытекает разветвление знания на различные отрасли, а из кооперирования отраслей, возникающих в результате разделения труда, -переплетение, взаимосвязь научных областей между собой, т. е. их интеграция [8].

С другой стороны, наблюдающееся в истории научного познания взаимодействие наук, его дифферентативные и интегративные тенденции (их уровень и преобладание одной или другой из них) являются выражением уровня общественно-исторической практики в различные периоды, функционирующей на основе закона возвышения потребностей и закона возвышения деятельности.

История развития взаимодействия наук свидетельствует, что его социальная детерминация определяется многопорядковостью сущности человека, многоплановостью познавательного отношения человека к действительности, многообразием видов производственной деятельности людей в условиях глобализирующегося мира [9].

Единство материального мира, взаимосвязь и взаимопереходы уровней и форм его движения и развития с неизбежностью требуют взаимодействия наук как специфического вида познавательной деятельности, в процессе которого единство и целостность соответствующих сторон, ступеней и форм познания мира, т. е. связь, фиксирует интеграция наук, а расчлененность его, т. е. отношение, - дифференциация наук. Процесс предметного взаимодействия наук представляет собой противоречие между системой, т. е. интеграцией наук, и структурой, т. е. дифференциацией наук. Однако это противоречие - тождество, т. е. оно предполагает не только тождество, но и различие, что дает возможность рассматривать и исследовать систему и структуру в качестве относительно самостоятельных процессов, детерминированных потребностями и интересами человека.

В этой связи исходным пунктом предметного взаимодействия наук следует считать раскрытие сущности человека в ее историческом развитии, так как научно-познавательное, теоретическое и практическое освоение мира - это один из аспектов жизнедеятельности человека как системы (открытой, самовоспроизводящейся), существование и развитие которой представляет собой сложный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей на основе материального производства, в системе общественных отношений выступающий как процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и науку, что раскрывается в аспекте отношения «человек - мир», рассматривается в контексте социально-деятельной сущности человека.

В современных условиях особенно ощутимым становится потенциал взаимодействия наук, когда данная проблема исследуется в единстве методологических, мировоззренческих и социогуманитарных аспектов. Если методологический аспект позволяет показать значение принципа диалектико-материалистической методологии для анализа взаимодействия наук, то мировоззренческий аспект предполагает превращение результатов исследования взаимодействия наук в мировоззренческие установки человека; тем самым

результаты исследования являются не только итогом, но и предпосылкой для дальнейшего творческого развития наук. Социогуманитарный аспект исследования взаимодействия наук выступает не в качестве самоцели, а важным фактором становления человеческой сущности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Философия и наука: возможности и взаимодействия. Саратов, 2001.

2. Зуев В. Розова С. Проблема реальности объекта исследования // Высш. образование в России. 2005. № 7. С. 128-132.

3. Popper K. Conjectures and refutations: the Growth of scientific Knowledge. New York, 1962. Р. 67; Научная деятельность: структура и институты. М. 1980. С. 92; Hentig H. V Magner oder. Magistor - Stuttgart, 1972.

4. Аверьянов А. Н. О природе взаимодействия. М. 1984; Алексенцев В. М. Взаимодействие и отражение в их атрибутивной связи. Владивосток, 1990; Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты. М. 1984; Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск, 1988; Иезуитов А. Информатика и философия взаимодействия. СПб. 1997; Курбанов Р. О. Категория взаимодействия в философии и физике. Баку, 1983; Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М. 1981; Московченко А. Д. Интеграционные процессы в системе современного научного знания // Наука: закономерности ее развития. Томск, 1998; Ржевский В. В. Семенчев В. М. Философское осмысление процесса дифференциации и интеграции науки // Методологические проблемы технических наук. М. 1985; Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. Минск, 1985.

5. Горохов В. Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопр. философии. 2006. № 9. С. 80-96; Горохов В. Сидоренко А. Нанотехнонаука: взаимное влияние фундаментальных теорий современного эксперимента и новейших технологий // Высш. образование в России. 2008. № 10. С. 130-143.

6. Гусейнов О. М. Гусейнова Ж. О. Природа, интересы и потребности человека // Социал.-гуманитар. знания. 2010. № 1. С. 311-322.

7. Озеров А. Е. Социализация человека и базовые потребности личности // Там же. № 3. С. 327-334.

Современная концепция взаимодействия наук методологические и социально-философские аспекты

8. Федотова В. Г. Практика как основа дифференциации и интеграции наук // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1984. № 2; Федюхин В. К. Проблема взаимопроникновения и интеграции наук // Проблемы гуманитаризации высшего образования. СПб. 1996. С. 31-36.

9. Рахитов А. И. Регулятивный мир: знание и общество, основанное на знаниях // Вопр. философии. 2005. № 5. С. 82-94; Россия в глобальных процессах: поиски перспективы. М. 2008; Россия: ресурсы устойчивого развития. Т. 1 // Ресурсы устойчивого развития России: предприятия, технологии, наука: материалы всерос. конф. М. 1997.

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани - Философия науки для аспирантов

Категория: Философия | Просмотров: 33 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar