MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 15 » Состояние вопроса о психологии личности в науке
22:54
Состояние вопроса о психологии личности в науке

Состояние вопроса о психологии личности в науке

Психология личности, Проблема личности в психологии и других науках - Общая психология

Современное состояние вопроса о психологии личности в науке можно охарактеризовать следующим образом. Несмотря на то, что психологией личности ученые интересуются с древнейших времен и что уже около ста лет эта область знаний в психологической науке существует как самостоятельная, до сих пор нет единства в понимании многих вопросов психологии личности. Это касается почти всех научных вопросов, возникающих в данной области знаний, начиная от определения личности и выбора методов ее изучения, кончая теориями личности и способами практического воздействия на нее. Такое положение дел в современной психологии личности объясняется следующими причинами.

Во-первых, психология человека как личности возникла и стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль знаний сравнительно недавно. Ее вполне обоснованно можно считать относительно молодой наукой, если иметь в виду историю существования и развития других, в том числе психологических, наук. Время существования психологии личности — около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. За это время вряд ли следовало ожидать, что научные психологические знания достигнут достаточной степени точности и эта наука окажется способной ответить на все вопросы, которые жизнь ставит перед ней.

Во-вторых, сама психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной не только для глубокого научного понимания, но даже для ее описания. В связи с этим современные психологические знания оказались фрагментарными и касающимися далеко не всех возможных аспектов и сторон психологии личности. Например, мы в настоящее время гораздо больше знаем о таких аспектах психологии личности, как способности, темперамент и характер, чем о таких ее сторонах, как мораль, убеждения. Иными словами, ученым-психологам пока что не удалось так глубоко и разносторонне изучить личность, как они, например, исследовали восприятие и память человека. Не случайно, что тема «Личность» вошла в состав научных психологических исследований гораздо позднее, чем предметом науки стали познавательные процессы человека.

В-третьих, психология личности оказалась зависимой от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, социология, педагогика, право. Хотя приоритет в настоящее время в изучении личности имеет все же психология, но, занимаясь проблемами личности, психологи неизбежно наталкиваются на моральные, этические, социальные, правовые и другие вопросы, которые без участия представителей соответствующих наук они самостоятельно решить не могут. В той мере, в какой эти вопросы решаются названными науками, в их решении продвигается вперед и психология.

Состояние вопроса о психологии личности в науке

В-четвертых, научные знания в этой области еще не настолько точны, чтобы можно было считать их бесспорными. В связи с этим в современной психологии личности существует много разных точек зрения по одним и тем же вопросам. Поэтому имеется много разных мнений, десятки различных теорий личности, сотни методов ее изучения, десятки способов практического воздействия на личность. Поясним, почему это так.

Любая область знаний для того, чтобы считаться настоящей наукой, должна обладать достаточной для современной науки степенью точности и достоверности содержащихся в ней сведений. Хотя идеального состояния знаний достичь невозможно, имеются более развитые, чем психология, науки, которые дальше других продвинулись вперед. Это, например, математика и физика. В них давно приняты определенные, довольно жесткие правила получения и проверки научных знаний, обеспечивающие их точность и достоверность. Основные из этих правил следующие. Любое явление, изучаемое в науке, должно быть точно и однозначно определено. Необходимо, чтобы существовали объективные методы изучения и точной количественной оценки соответствующих явлений, а для этого в его определение должны быть включены признаки, по которым можно судить о каком-либо явлении и практически оценивать его. Любой ученый, пользуясь научным определением явления и предлагаемыми методами его изучения, должен иметь возможность самостоятельно убедиться, что соответствующее явление действительно существует и что оно на самом деле обладает свойствами, которые ему приписываются в науке. Например, любой ученый, пользуясь разработанными в физике методами изучения атомов, может убедиться в том, что знания о них и их свойствах вполне достоверные и достаточно точные. В психологии личности в настоящее время всего этого во многих случаях, к сожалению, сделать нельзя. Далеко не все определения личности такие точные, какими являются определения физических явлений в физике или понятия в математике. Далеко не для всех выделяемых в психологии личности человека явлений существуют точные и вполне достоверные методы их изучения. К примеру, мы не располагаем вполне надежными методами изучения этики, сознания, морали и воли человека, а методы исследования этих явлений, которыми пользуются современные ученые, имеют, к сожалению, серьезные недостатки, преодолеть которые пока не представляется возможным. Отсюда и недостаточная точность в экспериментальных научных знаниях о личности, которая отчасти компенсируется умозрительными, чисто теоретическими рассуждениями. Поэтому создаваемые таким образом теории личности не могут претендовать на бесспорность, достоверность, проверяемость и достаточную степень точности.

Абрахам Маслоу - Мотивация и личность (аудиокнига) 1⁄3

Категория: Философия | Просмотров: 30 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar