MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 14 » СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, НАУКИ, РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ
22:52
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, НАУКИ, РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ

СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, НАУКИ, РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Оцените статью

Философия — исключительно сложное и многогранное духовное явление. Множество более или менее односторонних ее определений можно свести к характеристике философии как предельно общей и непосредственно мировоззренческой науки, представляющей в научно-теоретическом виде ядро того или иного мировоззрения.

Мировоззрение — это такая совокупность знаний, которая в развернутом виде дает ответ на вопрос о месте человека в мире, о его отношении к природе, обществу в целом, отдельным людям, к самому себе. В мировоззрении знание о мире обязательно дополняется его оценкой с точки зрения интересов отдельного человека, какой-либо этнической или социальной группы — рода, племени, народности, нации, класса, сословий, человечества в целом. В мировоззрении представлены не только объективные знания, но и субъективные, достаточно устойчивые взгляды и убеждения людей, обусловленные их общественным положением и личной судьбой. Философия же суть наиболее концентрированное выражение мировоззрения на уровне всеобщих законов тяготения и сознания.

Различают мировоззрение обыденное (стихийно-практическое), мифологическое, религиозное, художественное, научное. По своему содержанию философия может представлять как религиозно-мифологическое, так и научное мировоззрение, но по форме фактически всякая философия претендует на научность. Это проявляется в том, что она выражает мировоззрение в абстрактно-логических понятиях, их теоретической системе (опираясь на рациональное обобщение фактов, логическую доказательность своих утверждений и т. п.) и тем самым отличается от таких форм мировоззрения, как религия и искусство, обращенных больше к духовно-художественным переживаниям человека, чем к абстрактно-логическим его размышлениям.

От других же наук философия отличается предельной общностью и непосредственно мировоззренческим характером своего содержания, что отмечал уже великий мыслитель Древней Греции Аристотель, который подчеркивал: философия исследует общую природу сущего, другие науки — лишь часть его. А великий немецкий философ Г. Гегель считал, что философия постигает сущее всеобщим образом, что она есть мышление о самом мышлении, и вместе с тем он характеризовал философию как современную ей эпоху, постигнутую в мышлении.

Важное значение для философии имеет вопрос о соотношении материй и сознания, о том, что из них первично, что вторично, что из них есть субстанция, основа мира, а что порождено этой субстанцией. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, что такое материя, что такое человек как субъект, носитель сознания, что такое сознание, наши чувства и мышление, т. е. философия в целом должна быть наукой о наиболее общих законах природы, общества и сознания. В отдельных же философских учениях преобладает интерес к одной из частей ее совокупного предмета — либо к природе, либо к обществу, либо к мышлению, сознанию людей.

Скачать курсовую по теме Философия наука или мировоззрение

Логический анализ природы философии и обращение к ее истории показывают, что собственно философский подход к явлениям природы, общества и человеческого сознания начинается с рассмотрения каждого из них с точки зрения их всеобщей взаимосвязи. С этого же начинается и научно-теоретическое знание в целом. Любая наука стремится обнаружить общее в отдельном, необходимое в случайном, существенное в являющемся, установить единство во всем многообразии изучаемых ею объектов, объяснить сходство и различие их исходя из их сущности. Философия решает те же вопросы, но по отношению не к ограниченному кругу явлений, а ко всему сущему вообще.

Начинается она с выдвижения идеи единства мира, осуществляя это с помощью понятия всеобщего. Философское, научно-теоретическое объяснение мира из него самого в принципе полностью исключает вмешательство сверхъестественных сил в процессы природы и общества. В центре внимания первых философов была проблема первоначала всего сущего. Первоначало это понималось не только как источник, из которого естественным путем возникает все многообразие вещей, но и (в учении Анаксимандра) как субстанция, лежащая в основе всех вещей и сохраняющаяся во всех их превращениях.

При этом «милетские натурфилософы мыслили первоначало всех вещей по аналогии с представлениями о богах, а мир в целом (космос) по аналогии с полисом, в котором господствуют право и справедливость (dike), а нередко и с произведением искусства, неотъемлемым свойством которого греки считали гармонию и согласованность частей » 1. Но в отличие от религиозно-мифологических представлений в античной натурфилософии боги уже не порождают мир, а сами возникают из космического первоначала. «Милетские мыслители, усмотрев за многообразием вещей их единую природную сущность, поднялись выше обыденной видимости и мифологических фантазий. Анаксимандр, говоря о господствующей в мире необходимости, подготовил понятие закона.» 2 .

Обоснованной и достаточно устойчивой традицией историко-философской мысли является признание того, что переход от мифологии к философии связан с выдвижением идеи субстанции, выражающей единство и самообусловленность мира. Идее единства мира большое значение придавал и Г. Гегель, который писал в частности, следующее: «Все, заслуживающее названия философии, всегда клало в основание своих учений познание абсолютного единства того, что рассудком признается лишь в его раздельности» 3 ; «Философское понимание состоит в том, что все, что взято отдельно, кажется ограниченным, получает свою ценность в силу того, что оно входит в состав целого и составляет моменты идеи (в смысле всеобщей субстанции, материалист заменил бы здесь идею на материю)» 4 ; «история философии есть история открытия мыслей об абсолютном, составляющей ее предмет» 5 .

С аналогичными суждениями выступали представители разных философских течений и более позднего времени.

Яркое описание первого философского учения дал Г. Гегель: «Филосово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее». «В положении, гласящем, что этой сущностью является вода, успокоена дикая, бесконечно пестрая гомеровская фантазия, положен конец взаимной несвязанности бесчисленного множества первоначал» 1 .

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.

Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

При всей связи первых философских учений с мифологией для них характерно скептическое и критическое отношение к ней, особенно к религиозному ее варианту. Выдающийся русский философ XX в. А.Ф. Лосев пишет об этом так: «Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т. д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т. д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался мифом скорее ради художественных целей, причем многие мифы сочинял сам … Атомисты вообще, и в частности, эпикурейцы учили о богах, но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах, предаются блаженной жизни и никак не вмешиваются в ход мировой и человеческой истории. Здесь мифология перерождается в своеобразную натурфилософскую концепцию, исключающую характерное для мифологии чудесное вмешательство слепых сил, магию и волшебство» 1 .

Первая выдвинутая человечеством теоретическая идея была вместе с тем и первой философской идеей – идеей единства и самообусловленности мира, что позволяет говорить о происхождении и других теоретических наук из философии. Фактически же вначале был лишь общий зародыш теоретической науки, а точнее, натурфилософии, которая лишь впоследствии дифференцировалась на относительно обособленные отрасли знаний, в системе которых и философия постепенно все обоснованнее определяла свое место. Поэтому правильнее говорить не о том, что все науки родились в лоне матери-философии, а о том, что все теоретические науки (эмпирические существовали и раньше) имеют общее с философией (и друг с другом) начало, от которого в свое время отпочковались не только другие науки, но и философия в собственном смысле слова.

В лоне философии зародились этика (учение о нравственности, морали), логика (учение о мышлении), эстетика (учение о прекрасном, изобразительных формах отражения действительности), позднее выделившиеся в самостоятельные науки, но традиционно сохраняющие тесные связи с философией.

Существуют области знания на стыке философии с естественными, социальными, гуманитарными и техническими науками, искусством, религией, другими формами общественного сознания.

В соответствии с различным, а зачастую и прямо противоположным пониманием важнейших философских проблем (соотношения материи и сознания, чувств и мышления, движения и покоя, взаимосвязи и обособленности явлений и т. д.) зародились и постепенно все более четко оформлялись противоборствующие направления философской мысли: материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), диалектика и метафизика (антидиалектика) и т. д.

Значение философии проистекает из ее сущности. Она и выражает мировоззрение, и помогает его формированию. Она и отражает жизнь людей, и способствует ее преобразованию или сохранению ее в существующем виде. Изучение философии, истории зарождения и эволюции различных философских учений — эффективное средство развития теоретического мышления, которое дано человеку лишь в возможности, но не действительности. Только самостоятельное знакомство с обобщенной картиной исторического развития человеческой мысли позволяет ему подняться до уровня теоретического понимания явлений. Еще большее значение в этом отношении имеет усвоение философии как целостной системы знания, в обобщенном виде представляющего научное понимание Вселенной и места человека в ней.

Как нельзя кстати привести здесь изречения древнего диалектика Гераклита: «Многознание уму не научает»; «выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино» 1. Диалектика единого и многого, общего и отдельного пронизывает все наше познание.

Признавая многообразие и противоречивость человеческого мира, наука и философия в настоящее время все больше подчеркивают его целостность, ограниченность, возможность самоуничтожения и обусловленную этим необходимость подчинения многообразных, более или менее частных интересов и целей самому главному, коренному интересу выживания человечества и сохранения природы как первого условия жизни. Идея политического, художественного и т. п. плюрализма объективно направлена не против идеи единства мира, не против монистической философии и научно-теоретического знания, а против монополии отдельного лица или группы на право познавать и оценивать явления природы и общества в соответствии с их объективной сущностью и практической значимостью людей.

2. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-Й ПОЛОВИНЫ 19-ГО ВЕКА – НАЧАЛА 20 ВЕКА

Соотношение мифологии, религии, науки и философии

Уже в XIX в. философия раздробилась на множество разнообразных, слабо связанных между собою учений. В настоящее время стали различать философию классическую, неклассическую и неоклассическую 1 .

До середины XIX в. сердцевиной философии и всего исторического развития считалась проблема разума — закономерного характера действительности и рационального ее познания. Особое звучание приобрели слова Гегеля о том, что хитрость разума должна победить «косность» природы и случайность истории, что «все действительное — разумно, все разумное — действительно». Философы верили в прогресс общества на основе щуки. Разум, как, дробило, увязывался с просвещением масс, а просвещение — с демократией. Соответственно этому считалось, что дело философии — дополнить человеческую культуру системой знания о всеобщем — о мире в целом, о человеке, об обществе как целостной системе, об общезначимых принципах и методах познания, норм нравственности.

К. Маркс и Ф. Энгельс сохранили идею классики о развитии философии как науки, но отвергли ее претензии на роль «науки наук», «сверхнауки». Философия осталась одной из наук, собственной задачей которой стала систематизация научного мировоззрения данной эпохи на основе принципа единства мира. В этом и классика, и неклассика марксистской философии. Точной представляется ее характеристика как нееклассической, но не антиклассической философии, поскольку она не выступает против исторически традиционной философии, а продолжает, ее более современными методами.

Другие же учения (Шопенгауэра, Кьеркегора, Конта, Ницше и т. д.) — именно антиклассические. По собственным словам их создателей эти учения отразили общий кризис западной (точнее, буржуазной) цивилизации. Об этом говорили и Ницше, и Шпенглер, и Хосе Ортега-и-Гассет. Признаки антиклассической философии: 1) философия кризиса; 2) плюрализм, многообразие не связанных и зачастую не понимающих друг друга школ и направлений; 3) эмпиризм — отказ от теоретического анализа и обобщения; 4) разрыв мировоззрения и науки; 5) склонность многих учений к религии, мистике.

Разрыв мировоззрения и науки осуществляется в двух противоположных формах: сциентизма и антисциентизма. Сциентизм означает отказ философии от мировоззренческих проблем и собственно философских методов, подменяемых методами математики, физики и других естественных наук. Антисциентизм равнозначен откровенному иррационализму, отказу от рациональных, научных методов исследования мировоззренческих проблем.

Общим для сциентизма и антисциентизма оказывается признание невозможности научного мировоззрения и философии как мировоззренческой науки. При такой логике мышления наука и мировоззрение исключают друг друга по принципу либо то, либо другое, но не то и другое вместе.

Во второй половине XIX в, в философии возникают учения по принципу «назад к Канту» (неокантианство), «назад к Гегелю» (неогегельянство), «назад к Фоме (Томе) Аквинскому» (неотомизм) и т. п. В XX столетии такие учения продолжают развиваться, дополняясь учениями, возвращающимися к идеям Платона, Аристотеля, Спинозы, других классиков философии, в том числе и Маркса (неомарксизм); и не просто излагают теории своих основоположников, но и существенно видоизменяют их в связи с новыми проблемами и новым фактическим материалом. Назовем это общее направление неоклассикой.

В качестве представителя сциентистского крыла антиклассики показателен позитивизм; антисциентизм представлен некоторыми иррационалистическими учениями, проявлением. неоклассики можно считать неотомизм — католическую ветвь современной религиозной философии. Все это многообразие современных философских учений настолько тесно связано с актуальными проблемами (социально-экономическими, политико-идеологическими, демографическими, научно-техническими, антропологическими и другими) последних десятилетий, что их правильнее характеризовать в рамках не истории философии, а логики, в обобщенном виде отражающей всю историю человечества, в том числе и характерные события, выпавшие на долю XX в.

Позитивизм — крыло неклассической философии, которое ориентируется на науку. Его лозунг: «Наука — сама себе философия». Это философское направление, по существу, подменяет философию своеобразным суррогатом в виде общих положений других наук — то ли о природе и обществе (о бытии), то ли о процессе познания, о методах познания, то ли о чистой логике мышления и языке, то ли об истории науки. Вопросы о предельно общей сущности бытия позитивизм объявляет «метафизическими» — в смысле неразрешимыми, выходящими за рамки возможностей научного познания. Позитивистская философия существует полтора столетия, сменила целый ряд форм, но сохранила ряд устойчивых признаков: 1) отрицание диалектики, диалектической сущности бытия и познания; 2) редукционизм — сведение общего к единичному, сущности — к явлению, качества — к количеству, общественного — к биологическому, высших, сложноорганизованных систем к простым и т. д.; 3) сведение философии к частным наукам, т. е. растворение ее в проблемах специальных наук; 4) нигилизм по отношению к мировоззренческим вопросам; 5) отказ от научного рассмотрения смысла человеческой жизни.

Основатель позитивизма — Огюст Конт (первая половина XIX в. Франция). Во второй половине XIX в. наиболее влиятельным стал английский позитивист Г. Спенсер. Этот крупный мыслитель, эволюционист рассматривал проблемы общественной жизни с позиций закономерного хода социальной эволюции. Фактически одним из первых начал разрабатывать системный подход и структурно-функциональный метод; общество уподоблял живому телу, был одним из представителей социального дарвинизма и евгеники — науки о совершенствовании биологической природы человека.

В конце XIX — начале XX вв. модным в науке и философии стал махизм, он же эмпириокритицизм (критика главным образом материализма с позиций чувственного опыта). Ведущие фигуры здесь – крупные австрийские ученые: в области механики — Э. Мах, в области философии — Р.Авенариус. Махизм представлял собою вторую ступень позитивизма. Если позитивизм Конта и Спенсера еще не порвал полностью с материализмом, то махизм более резко проявлял идеалистическую сущность позитивизма, наглядно демонстрируя невозможность какой-либо третьей линии в философии наряду с материализмом и идеализмом.

С 20-х по 50-е гг. XX в. на философской и научной арене активную роль играл неопозитивизм, в развитии которого важную роль сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн, а также участники образовавшегося «Венского кружка» — М. Шлик, Р. Карнап и др. Если махизм апеллировал к чувственной ступени познания, то неопозитивисты оперировали логическим уровнем познания, опираясь в большой мере на достижения математической логики. Одно из основных положений неопозитивизма гласит, что философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как логический анализ языка.

С 60-гх гг. неопозитивизм перерастает в постпозитивизм. На передний план выдвигаются проблемы истории науки, методологии научного познания, организации научных исследований. Видными представителями этой новой ступени позитивизма являются Т. Кун и П. Фейерабенд. Широко в научных кругах распространился термин «парадигма», (введенный Куном), под которым понимают то, что принято данным научным сообществом в качестве образца решения поставленных задач. Близкие парадигме понятия — художественный канон, стиль в искусстве, стиль мышления в науке и философии (вероятностный, динамический, системный и т. п. стили мышления в физике, биологии и других науках).

В жизни людей и, соответственно, в философском отношении к миру иррационализм главным и ведущим считает не разум и логически познаваемые законы бытия и сознания, а эмоционально-чувственные, психологические, бессознательные явления (типа воли, интуиции, страха, эгоистического стремления к господству и т, п.). Виднейшим представителем иррационалистической философии является Ф. Ницше (вторая половина XIX в.). В яркой форме, предельно сжато и четко он воспроизвел в своей философии противоречия и пороки буржуазного, индивидуалистического и эгоистического общества, античеловеческий облик которых обнажился лотом в гитлеризме, что, впрочем, предчувствовал и Ницше: «Вся наша европейская культура… как бы направляется к катастрофе» 1. Скептицизм и биологический волюнтаризм пронизывают все его учение. Понятие жизни — центральное у Ницше, но крайне расплывчатое, неопределенное, понимаемое то как биологическое явление, то как общественная жизнь, то как субъективное, личностное переживание. В описании Ницше, жизнь — не материальная и не идеальная, а какая-то нейтральная «третья реальность». Для него жизнь — это воля к власти; ее он объявляет космическим началом, основой и движущей силой не только людей, но и всего мирового процесса.

Соотношение науки и философии

Жизнь бессмысленна, и чтобы выжить, нужны иллюзии и самообман, которые для слабых служат утешением, для сильных — средством утверждения воли к власти. То, что в науке называют истиной, есть просто биологически полезный вид заблуждения. Ложь играет в мифологии Ницше роль принципа мира, жизни и познания. Сочинения Ницше представляют собой не философию, а мифологию, составленную собственно не из идей, а из мифов — мифа воли к власти, мифа вечного возвращения к одному и тому же в мире бессмысленного хаоса, мифа о сверхчеловеке, белокурой бестии, отдающейся инстинктам дикого зверя. Идее социального равенства людей Ницше противопоставляет расистский миф о природном фатальном неравенстве людей, о расе господ и расе рабов. «Все ложно! Все дозволено!» — вот суть ницшеанства, по понятным причинам вновь пропагандируемого даже в начале XXI вв. — спустя 50 лет после разгрома фашизма, впитавшего в себя самые отталкивающие мифы Ницше. Видимо, и сегодня пропаганда ницшеанства нужна вполне определенным политическим силам.

Экзистенциализм — философия существования, мощное направление современной иррационалистической философии (от слова «экзистенция», обозначающего не просто существование, а то бытие, которое направлено к ничто и сознает свою конечность). В центре внимания экзистенциалистов пограничные между жизнью и смертью ситуации, моменты глубочайших потрясений, переживания личности, заброшенной в чуждый ей мир. Это философия страха, абсолютного разрыва между личностью и обществом. Философствовать — значит улавливать собственные переживания. Иррационализация философии совпадает здесь с потерей ею какого-либо общего содержания с ее индивидуализацией: сколько личностей, столько и философов. Экзистенциализм в значительной мере возвращается к мифологии, в которой сливаются религиозные, моральные и художественные элементы. Показательно, что экзистенциалистская философия применяет чрезвычайно разнообразные формы своего выражения: от сложнейших по языку и труднейших для чтения трактатов Хайдеггера до живописных драй и романов Campa и Камю.

Характерным выражением современной религиозной философии является неотомизм. Религия и философия — вечные спутники. Религиозные философские учения опираются на религию, обслуживают ее; выступают своего рода посредниками между религией и наукой, стремятся в конечном счете подчинить науку религии — или прямо отвергая науку (сейчас это редко), или оправдывая их более или менее равноправное существование.

Многообразие философских учений в современном научном мире свидетельствует о его противоречивости, неоднородности, разорванности на множество социальных, национальных, интеллектуальных и психологических систем. Формула Гегеля «философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении остается справедливой, но реализуется она не в одном каком-либо философском учении, а в их совокупности.

«Великие книги». Леонид Мацих.

Категория: Философия | Просмотров: 51 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar