MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 26 » Социальный статус современной науки
23:11
Социальный статус современной науки

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей функционирования науки, которая выступает в современных условиях не только как элемент духовного производства, но и как феномен человеческой культуры. Показано, что важнейшей тенденцией развития современной науки является ее гуманизация. Рассмотрена специфика современной методологии науки: присущий ей антропный характер, направленность на инструментальное знание, ориентация на синтез многообразных форм продуцируемого в исследовательском процессе знания: эмпирических данных, средств и методов их получения, теоретических схем, моделей, дедуктивных построений и т. п.

Abstract 2008 year, VAK speciality — 07.00.10;09.00.08, author — Maltseva Lyudmila Lvovna

Текст

научной работы на тему "Социальный статус современной науки". Научная статья по специальности "Теория и методология науковедения"

© Л.Л. Мальцева, 2008

УДК 167/168 ББК 87.25

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Л.Л. Мальцева

Статья посвящена анализу особенностей функционирования науки, которая выступает в современных условиях не только как элемент духовного производства, но и как феномен человеческой культуры. Показано, что важнейшей тенденцией развития современной науки является ее гуманизация. Рассмотрена специфика современной методологии науки: присущий ей антропный характер, направленность на инструментальное знание, ориентация на синтез многообразных форм продуцируемого в исследовательском процессе знания: эмпирических данных, средств и методов их получения, теоретических схем, моделей, дедуктивных построений и т. п.

Ключевые слова: наука, философия науки, статус науки, методология науки, познавательная деятельность, научное познание.

Новые тенденции и установки в методологическом исследовании науки выступают непосредственным результатом органического развития самого научного познания. Вместе с тем этот результат является следствием действия многих причин, к которым относятся наступившие в связи с развернувшейся модернизацией общественной жизни изменения в социальном статусе науки, а также усложнение стоящих перед наукой задач и возникновение новых возможностей их решения.

Научное познание является исторически меняющейся деятельностью, которая детерминирована, с одной стороны, характером исследуемых объектов, с другой - социальными условиями, в которые погружена наука. В настоящее время в условиях модернизации общественной жизни сформировались новые моменты функционирования и развития науки, которые порождены расширением спектра социальных функций науки и непосредственно обусловлены общей динамикой современных цивилизационных процессов, важнейшей особенностью которых является глобализация. «Для современного цивилизационного пространства характерны

сложные, тесно переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества, массивные процессы общепланетарного значения, многоступенчатые каскады реакций, сопровождающих то или иное мировое событие» [3, с. 372].

Особенности функционирования науки в современных условиях определяют актуальность социально-философской постановки проблемы, важнейшей стороной которой является обращение к поиску закономерностей развития науки не только как элемента духовного производства, но и как явления человеческой культуры.

Социальный статус современной науки

Прогресс научного познания ведет к расширению границы изучения объективной действительности - за одними характеристиками бытия, кажущимися порой последними «кирпичиками» мироздания, обнаруживаются более глубинные фундаментальные пласты реальности, при этом как бы меняется сам объект познания. В истории познания представления об объектах претерпели довольно сложную эволюцию с точки зрения принимаемой той или иной эпохой онтологической схемы. В этой эволюции можно выделить три этапа: 1) объект лишь вещь (со своими свойствами и отношениями); 2) объект как система (включающая соответствующие элементы, находящиеся в определенных отношени-

ях между собой); 3) объект как многомерное и разномасштабное образование.

Процессы перестройки и преобразования знания многообразны и имеют разные основания. Если в качестве отправного пункта анализа исторических этапов развития знания взять взаимоотношение эмпирического, теоретического и методологического знания, то можно сделать вывод, что современный этап характеризуется тем, что методология может выступать в качестве средства организации знания различного рода - эмпирического и теоретического, формализованного и неформализованного, знания, выработанного в рамках различных научных дисциплин, а также тех фрагментов знания, в которых выражены личностные установки и ценностные ориентации исследователей. Этот процесс приводит к существенно новому статусу бытия методологии и новому типу отношений с научным знанием.

В целом своеобразие современного этапа развития методологии проявляется в более широкой тенденции, состоящей в том, что субъект познания накладывает глубокий отпечаток на все области познания, проникает в те сферы знания, которые ранее выступали как бастион объективности познавательной деятельности. Возрастание роли субъекта познания осуществляется в русле общего социального процесса повышения уровня качественного, собственно человеческого видения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформального), что особенно оправданно в социально значимых областях - медицине и здравоохранении, экономике, педагогике, политике и др. Это означает, что единственным (и никем не заменимым) субъектом познавательной деятельности и принятия решений является человек [1].

Социальный статус современной науки

Следует уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «методология», поскольку существует многозначность употребления термина «методология науки», использующегося для обозначения всего комплекса явлений, относящихся к инструментальной сфере науки и научной деятельности, их осмысления и изучения. Б.И. Пружинин считает необходимым ввести в методологическое исследование понятия методологии, методологического сознания науки и философско-ме-

тодологического анализа научного знания. Автор настаивает на необходимости четкого различения собственно методологии науки и методологического сознания - совокупности представлений о целях, стандартах и критериях научности знания, которыми руководствуются исследователи и которые формируются непосредственно в познавательном процессе [2, с. 6].

Если методологическое сознание есть совокупность разного уровня и глубины представлений о том, что и как делают или должны делать ученые, познавая действительность, то методология науки - это систематическая концептуальная реконструкция методологического сознания на основе определенных теоретических принципов, отражающих практику познавательного процесса в ее закономерности и необходимости. С этой позиции, когда говорят, например, об арифметико-геометрической, теоретикогрупповой, квантово-релятивистской, полевой, структурно-функциональной или антропной методологии, имеют в виду не столько специальное методологическое учение, сколько осознание инструментального значения идей, принципов и методов соответствующих научных теорий с целью осмысления и изучения более широких областей действительности.

В новом, характерном для современного этапа развития познания качестве (как средстве организации знания различного рода) выступает не специальное методологическое учение, а методология, сформировавшаяся в результате осознания инструментального значения идей, принципов и методов определенных научных теорий. Парадиг-мальное значение принципов системности и синергизма выражено в возможности функции новой организации, переконструирования различных научных объективаций, поскольку воспроизведение объекта на основании этих принципов предполагает обязательным интеграцию полученных эмпирических данных, средств и методов их получения, теоретических схем, моделей, дедуктивных построений, то есть разных форм продуцируемого в исследовательском процессе знания. Подобные исследования в настоящее время пронизывают естественнонаучное познание,

становясь важным методологическим средством изучения сложных объектов.

Существенные изменения, которые претерпевает познавательная деятельность в современной науке, порождаются рядом причин, среди которых выделим две:

1. Расширение круга объектов, попадающих в поле зрения исследователя: открываются ранее неизвестные, качественно новые объекты, которые охватываются первичным восприятием, экспериментом, теоретической концепцией. Это связано с возникновением новых научных проблем, разработкой более сложных материальных средств познания, формированием новых направлений научных исследований.

2. Все более углубляющееся разделение научно-исследовательского труда и организованный характер получения результатов.

Расширение круга изучаемых объектов осуществляется как в сторону микроуровней, так и в сторону высших, экологических уровней. Специфическая природа экологических систем (популяции, сообщества, экосистемы, биосфера), в которых подвергаются анализу не столько вещи и свойства, сколько отношения, требует привлечения многих методов исследования. Проблемы такого рода представляются комплексными. Но следует подчеркнуть, что комплексность исследования не означает механическую сумму методов и знаний, полученных с их помощью. Комплексная проблема должна быть четко сформулирована и хорошо организована, что предполагает выбор оптимального количества методов для ее решения, выбор ведущего метода (направления), организующего полученные знания и координирующего исследование, четкую формулировку конкретной задачи, решаемой с помощью комплексного исследования и ее алгоритмизации. Комплексный характер решаемых задач определяет проблему организации знания, не сводящуюся только к научному знанию, а понимаемую шире - как организация базы данных, мнения экспертов, вообще «предпосылочного» знания, обусловливающего интуитивные, внелогические компоненты в знании, которые выражают личностные установки и ценностные ориентации ученых.

Необходимое присутствие таких компонентов знания в современном познавательном

процессе в определенной мере связано с таким характерным изменением познавательной деятельности, как все более углубляющееся разделение научно-исследовательского труда, и организованным получением результатов. Научное исследование в условиях разделения труда расчленяется на исходные познавательные задачи (эмпирические, теоретические, конструктивные), решение которых осуществляется особыми группами исследователей. В такой познавательной ситуации качественно новую роль начинают играть целевые установки и другие специфические элементы предпосылочного характера, накладывая отпечаток на получаемые результаты.

Таким образом, в ходе частнонаучных и методологических исследований постепенно формируется гуманистический образ науки. Понятие «образ науки» характеризует высший уровень организации знания. «Образ науки» призван отобразить отличие науки как объективного явления от представлений о ее специфических особенностях, структуре и закономерностях развития. Рассматривая эволюцию образа науки, в качестве важнейшей закономерности можно выделить его гуманизацию. Под гуманизацией образа науки следует понимать последовательное введение в него все большего числа параметров, характеризующих человеческое измерение научного познания.

Одним из существенных аспектов процесса гуманизации образа науки является тенденция его эволюции от «эпистемологии без познающего субъекта» к эпистемологии, учитывающей субъекта познания, и дальнейший отход во всех его измерениях (социально-историческом, гносеологическом, аксиологическом) от «бессубъектной» эпистемологии, общей для образов науки неопозитивистов и К. Поппера. Процесс гуманизации образа науки, выражающийся в осознании роли субъекта в познании, конструктивного характера человеческого знания, рассмотрении его как определенной формы человеческой деятельности, связан с признанием вхождения человеческого момента в систему научного познания (как процесса) и знания (как результата), образуя в рамках когнитивной сферы объективную и одновременно субъективную систему.

Анализ особенностей современного научного познания, главных тенденций его раз-

Л.Л. Мальцева. Социальный статус современной науки

вития позволяет поставить на первое место возрастание активности субъекта в ходе постижения им объективной реальности. Процесс гуманизации научного знания, выражающийся в осознании роли субъекта в познании, вызывает необходимость переориентации философской рефлексии в плане осознания значимости аксиологических проблем науки. Теоретико-методологическая разработка модели развития научного знания приводит к созданию концепций, ориентированных на отображение сложной субъектной организации познания. Закономерностью развития такой модели - образа науки - является его гуманизация, предполагающая введение в образ науки все большего числа параметров, характеризующих особенности познания мира человеком и формы фиксации результатов познания.

Возрастание гуманистического начала научного познания отражает становление универсально-человеческой ценностной основы познания действительности и влечет за собой

не только преобразование методологической и мировоззренческой функций научного познания, но и на научное познание в целом, и на культуру общества. Разработанные в рамках этих научных исследований идеалы научного описания и объяснения становятся ценностными компонентами в системе культуры, функционируя как социально значимые ориентации и парадигмы деятельности.

СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюков, Б. В. «Кризис жанра» или временные трудности? (Подводные камни на пути гуманитарной информатики) / Б. В. Бирюков, Л. Г. Эд-жубов // Вопросы философии. - 1992. - № 6. -С. 75-90.

2. Пружинин, Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания: Гносеологический аспект / Б. И. Пружинин. - М. Наука, 1986. - 150 с.

3. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. - М. Экзамен, 2005. - 528 с.

SOCIAL STATUS OF CONTEMPORARY SCIENCE

L.L. Maltseva

The article analyzes peculiar characteristics of functioning of science which is not only an element of spiritual production in the modern society, but also a phenomenon of human culture. The author shows that the most important tendency in the development of modern science is its humanization. The article considers specific character of modern science methodology: anthropic character, orientation to the instrumental knowledge and to the synthesis of diverse forms of produced in the research process of cognition: empirical data, means and methods of its collecting, theoretical schemes, models, deductive structures, etc.

Key words: science, philosophy of science, status of science, methodology of science, cognition, scientific cognition.

7 лучших изобретений детей и интересных научных идей юных гениев

Категория: Философия | Просмотров: 23 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar