MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 24 » Социально-исторические детерминанты и мировоззренческие основания развития гуманитарных наук
23:08
Социально-исторические детерминанты и мировоззренческие основания развития гуманитарных наук

автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01

Год: 1988

Автор научной работы: Ситко, Ирина Алексеевна

Ученая cтепень: кандидата философских наук

Место защиты диссертации: Ленинград

Код cпециальности ВАК: 09.00.01

Читать автореферат

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-исторические детерминанты и мировоззренческие основания развития гуманитарных наук"

ЛШГРАРШЙ ОРЛША ЛЫША И 0Р.ДЙ1А 'ГР/ДОЮГО ИРАСцОГО ЗД&Язде

госэдшиъжид ушозг^сйпгр и&чш к.А,тшм

GiiiiKO Иркиа Алексеевна

■УДК 100,76 009

содшшш-дотсвшскж даттшш а йыговоззршчшше

ОСНОВАН ИЯ РАЗШШ 1ХШ1ИТШЫА НАУК

(Специальность 09.GO.01.

диалектический и исторический материализм

А В Т О Р Е Ф В Р AT диссертация на си'сканиз ученой степени кандидата философских наук

/ / / f

Ленинград 1568

Работа выполнена на кяфодро диалектического оатериздиз ма философского (|шдгльтета' Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук. профессор Лапицкш В.В.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, '. доцент ГУсев С.С.;

кандидат философских наук, ДОЦбНГ Шииков ЮД1.

Ведущее учреждение - Ленинградский государственный институт культуры жени Н.К.Крупской

Защита диссертации состоится " " эзвг.

а час. на заседании специализированного совета

К.063.57.19 по присуждению учено. степени кандидата философских наук ь Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете'по адресу: 199164, Ленинград, Менделеевская' линга, д. 5, философский факуль-

199164, Ленинград, Ш тет ЛГУ, ауд. 7

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.»].Горького Ленинградского государственного университета

Автореферат разослан" А^'-б-бр^-^ » 1УуЗг.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских Наук,' доцент. •'■'■■"■

милктин iJ.ii.

; 011:^1 лЛРЖЖМСтА РАБОТЫ

Актуальность темп исследования,- Проблема анализа осно-ианий'развития гуи^игаарннх наук принадлежи.' к числу наиболее актуальных в современном фнлосо

Указанная проблематика.особенноактуализируется в условиях перестройки нашего общества, когда на первый план выдвигаются вопросы о месте человека в современном ¿мире, а.роли гуманистических идеалов-в общественном развитии*.

• Нельзя унусиагь из виду и ситуации, дегврмии1фов?нную. об^^кл .характером развития современного научного познания: проблема оснований.а современной науке.ифилософии'продолжает активно раэрайдпшагься. становясь, собственным содержанием как лидирующих ее областей, так и тех областей,■которые находятся в процесса становления. Перечень дисциплин, для которих актуален фшосо фско-метододогш<:ский: анализ их оснований не исчерпывается уже физккол,- математикой, • биологией. -Выработка адекватного представления об основаниях- развития гуманитарных наук- имеет особое значение для изучения специфики этих наук и определения перспектив их развития,' связана-с уточнением места наук гуманитарного-цикла в реальных процессах'жизнедеятельности общества. -'■■''. ; "

Изучение социально-практической и-мировоззренческой обусловленности гуманитарных наук актуально-и а теоретическом отношении, так .как дает, возшшость-углубления.представлений о формах социальной детерминации научного знания и тем сашм спосоо'стзует развитии марксистского учения о.социальной-природе пауки. Марксистская гносеология и социология нуждаются в развитии гуманитарных исследований, так как.понятие субъекта социальной деятельности вообще и субъекта познания с наибольшей полнотой раскрываются при осмыслении' таких характеристик субгекта.как активность, сознательность, уникальность,что.

•материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС,- И. 1956.0.527.

возможно только при учете результатов гуманитарных наук^.

Следует отметить, что все сколько-нибудь значащие в истории познанщ исследования оснований развития гуманитарных наук оказывались .связанными с тем или иным пониманием субъекта и егО' активности. Значение марксистской концепции субъекта в решении проблемы оснований гуманитарного знания особенно следует подчеркнуть в связи с тем,- что реакция на объективизм позитивистской доктрины гуманитарного'знания в целом была отмечена интересом к тем или инш,.образом понятой активности субъекта. Только на основе марксистско-ленинской концепции субъекта, понимании-его структурированности и функционирования в исторически-определенной практике. можно подойти к научной постановке и адекватному разрешению проблем, ^составляющих обоснова-. тельную проблематику гуманитарных наук, а танке выдти из тупиков абстрактного решения проблема.

. 'Глубокий и -всесторонний .анализ .проблемы мировоззренческих и социально-практических оснований развития гуманитарных наук важен не только р гносеологическом, но и в мировоззрен-. ческой и социально - практ ическом аспектах. В мировоззренческом аспекте анализ .столкновения, дарксистских и буржуазных воззрений, диалектики-и йега^шзики на .этой почве, в .котором веется. весь спектр взглядов.иа основания гуманитарных, наук. шкет, представлять з;ак'самостоятельный интерес, так и вести к более; -■ глубоким мировоззренческим-выводам. г ' - •

.'.В. практическом'отношении ис с л е да ван ие, наггравл ен он а реализацию выдвинутых ХлУП. съездом ШОС; задач укрепления единства теории :и гпракткки, гуманкзации всех сторон общественной жизни, духовного обогащения советского человека, активизации человеческого фактора.в решении социально-экономических проб- -леи, определение 'задач гуманитарных наук в процессе -перестрой. ки нашего общества. -''-.'- ;. - ,-''.

" Стегзен-ь разработанности 'проблемы. В последнее время. проблема специфики гуманитарных наук-активно'обсукдается в ■ ' советской и.зарубежной фило.софско-иегодологической литературе. Предметом внимании исследователей стали гносеологические осо-бённостя гуманятарнонау.чного .знания,' особенности объекта и '

J"líaraii га.С.- Проблемы субьектно-обьектныл отношений в шрксист-' ско-ленинсаой философии. // Зилосо^скке науки. 1960.ii^.С,42.

субъекта в гуманитарном исследовании, специфика и?; отношений. На основе решения этих философских: проблем выявляются специфн ка предмета и .методов гуманитаршх наук в работах Н.С.Абтоно-мовой, Г.М.Аитипова, В.В.Ильина, 1,1.С .Кагана, A.M. Коршунова,

B.В.Мантатова, А Л'.Ракигова, В.Г. "Федотовой,А.И.Уварова и других исследователей. Особое значение дли исследования специфики гуманитариях наук имеют труди М.П. Бахтина.

Со времен В.д'ильтея гуманитарное исследование связывают с проблемой понимания как.его важне£з1е'й особенностью. Пониманию как методу гумалитарннх наук посвящены исследования

C.С.Гусева, fi.il. Выстрицкого, Г.Л.Тульчинского, К.МДЬилкова. ' В работах этих и других авторов раскрываются деятельностная основа -л нормативно-ценностная природа понимания, его уровни, формы, механизмы', а танй-з дается критический анализ'концепций понимания в исследованиях современных зар/бзжнах авторов, работающих в русло герменевтический традиции.

Немаловааиое значение для осмысления специфики гуманитарных наук имеет такие определение их места в типологии (

Проблемы, научього поиска в конкретных гуманитарии лау-. ках получили всестороннее рассмотрение благодаря литературовед ческин работай М.М.Бахтина, С.О.Аверинцева. А.И.Еушшна, Д.С.Лихачева. Среди работ ко проблемам .психологии выделяются в этом отношении фундаментальные труды Е.А.Еуднловой, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.Р.Ярошевского. Проблемные вопросы развития языкознания стали предметом исследования в работах F.А.Буддгсша, Т.А.Двгтеревой, В.Н.- Лостоваловой, Ю. С.Степанова.•.

Характеризуя особенности гуманиторшх наук, большинство исследователей отывчают.повышенное содерскшиэ' в их резуяь-татах'ценюстао-инровоззренческнх кокпоноцтов, тесную связь научных -¿ори гуманитарных- знаний с формами ценно сттго созна-

ния. Однако в большинстве работ по 'спецкрике гуманитарных наук да1иая проблема рассматривается лишь косвенно, в связи с. решением других вопросов-.

Нельзя не заметить, что обращение к самым общи,.' 'особенностям гуманитарных .наук,- с которыми имеют дело исследователи,не дает возможности уяснить существенное,содержание цело-1'о ряда детерминант'их развития, специфичность предмета гуманитарных наук. Нам-представляется, что-чрезвычайно широкая перспектива анализа откроется в том случае, если ш станем на путь более детальной характеристики материальной и .практической деятельности человека, той деятельности, в ходе которой формируются материальные, "общественные отношения, поро;;;,цающие все духовные форма. На этом пути, как .нам кажется, ■ занимаясь выяснением условий возникновения и существования гуманитарных наук, ' мы сможем подойти к более-детальной,;чем ото,сейчас сделано, характеристике развития этих наук.•.

Цель-и задачи'исследования. Основной -целью .исследования является анализ социадыю-практическкх и мировоззренческих оснований развития гуманитарных наук, выяснение способов и форы социально-практической- детерминации .гуманитарных наук, цель исследования предполагает решение, следующих задач:

- выявление. историко-философских традиций в анализе специфики гуманитарных наук. 6сковных.набавлений, ее исследования в работах современных марксистских авторов;,

- раскрытие особенностей-предмета и -методов гуманитарных наук' в контексте Их обусловленности социально- практическими и мировоззренческими основаниями;

- рассмотрение исторического. процесса становления гуманитарных наук с точки-.зрения-вычленения их предмета и формирования специфических, методов исследования в их. зависимости от социально-исторического контекста, используя при этом 'для анализа конкретно-исторических типов гуманитарного, знания понятие

. "гуманитарная научно-исследовательская программа";' -выяснение роли социально-практических и -мировоззренческих факторов в-процессе формирования и обоснования гипотез в гуманитарных науках /на гатери&ле лингвистики/.

. Теооетико-методологическую основу данной работы состав- .' ляют труды- основоположников' марксизма-ленинизма, посвященные

проблемам социально-исторической природа науки, теории позна-. нил. Принципиальное значение клеит положения документов л>711 съезда КНь'и, последующих трт'яшх документов о необходимости повышения -.ффоктивности научных исследований и укрепления их связи с практикой, активизации-человеческого фактора как условия перестройки и обновления нашего общества, утверждения в общественное сознании принципов нового диалектического мышления.

и работе над диссертацией автор учитывает результат« исследований советских и зарубежных ученых по проблеме специфики гуманитарных наук, социально-исторической детерминации научного знания,- обращается к материалам конкреткьи литературоведческих, психологических, лшгвистических. ксторико-научных исследовании.

Научная новизна данной работы определяется прежде всего избранит. аспектом рассмотрения специфики гуманитарных .наук. Проблема специфики методологических основ гуманитарных наук впервые систематически исследуется в плане социально-практической обусловленности ах познавательного базиса. В рамках данного подхода в работе 'были получены следующие результаты:

- выявлены основные элементы системы. социально-мировоззренческих основании гуманитарных наук:а/ мировоззрение как продукт и компонент целостного духоано-пратктического освоения мира. предельно общее выражение культурно-исторических особенностей эпохи; б/ гуманитарная картина мира, представляющая собой 'выражение духовных потенций человека как субъекта той или иной культуры; в/ стиль мшзления эпохи. определяюярй особенности совокупности формативов и идеалов'научного гуманитарного исследовал дя; •

- рассмотрены. характеристики исторически-конкретной определеи-ности гуманитарных наук, что позволило выйти за.рамки абстрактно-культурологического и психологического исследования гуманитарных наук;

- на, основе анализа специфики социально-мировоззренческих оснований и исторической ре-кострукция развития гуманитарной картины шгра выделены специфические черти основных ьтапов

в развитии гуманитарных научных знаний /в античности, средние века, Новое время/;.

- конкретизированы представления о процессах и механизмах социальной детерминации гуманитарного исследования посредством анализа отношения "субъект гуманитарного познания - его познавательна1! деятельность - практическая организация ^.того процесса - гуманитарное знание, как компонент духовной культура", выделены'осношще видц детерминации гуманитарного исследован ня: культурно-цировоззренчесшш, политико-вдеологи-ческий, теоретико-профессиональный, практически-индивидуальный;-

- раскрыта.роль социально-мировоззренческих оснований гипотези-рования в гуманитарных науках / на материале лингвистики/.

Научно-практическая ценность работы состоит в той,что материалы, к результаты исследования могут бить использованы при разработке методологических. основ комплексных исследований по проблеме человека, и процессе развития теории коммунистического воспитания, проблемы повышения гф^ективности и связи с практикой гуманитарных исследований, а такяе.в ^рсе лекций по марксистско-ленинской философии, б подготовке спецкурсов по истории и методологии науки.

' Апробация работы, Основные результаты исследования были положены в основу' выступление на ХЗ'Н расширенной заседания Совета по. материалистической диалектике Минвуза ГСаЮР/Ишь 1336, на научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Ленинградского,университета "Философия и современность" в апреле |937г. По теме диссертации автором был сделан доклад на .теоретическом семинаре кафедры диалектического материалиша. Диссертация обсуждена и рекомендована лс защите на заседании .кафедры диалектического материализма философского факультета ЛГУ 50 даш К83 год$. Содерщте диссертации отра-иено в публикациях автора.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, четырех частей, заключения и списка используемой литературы.

■ осаошоа рдшы

Во введении обосновывается актуальность теш, показываете« степень ее разработанности в советской и зарубежной фи-лосо|ско-иетодологической литературе, определяется цель и задач« работы, утаиваются теоретико-методологические основ» ис-

счпдоигчшл, гт:т-и.:;отсч научьат ».„."хна и щянип'р^иля рчачи-исть, ос'тя'оызазтся структура диссертации.

Р. »'-.("••о?', рлпдйле. "мигоряго-фияоео£гкие традиции ост:з-ДСМЬЧ СОЧр<?>.СНЧПО. СОСТОЯ!!«« проблеш' спсщ'рики г/Д'пштртгл и.-'у!*" р:!кс»8Т]чтится ееноьшо подходы к оярсдслсшто спецгги->:и гутлшгаргаюс наук, слоипкчисся в методологии науки, гилкяя-к.тся прггсиатьешость п основл'зе отдкчти з определении спсци; як'. лрсднета и методой гуиатггпрясго исспедоиат.у в работах философов начала века и соврсиешкх авторов, расгрываотся су»,-юстнпе особенности-собственно гуманитарного исследования/подхода к изучению социокультурной реальности/ и пбосновнвастс1! особая ¡.-Оль ценносоных и мировоззренческих предпосылок з процессе его реализации.

Известно, что серьезную попытку философской реконструкции самого феномена знания с точки зрения нового осмысления взаимосвязи научной рациональности с гуманитарной проблематикой предпршяди в своих работах "В.Вйндельбанд, ¿.Дильтой, Г.Ркк-иорт. Ii.ni бши проаиал»з15Ш«4Ш реаиыше гд>оеле1В1 развития гу-иониэтргцэс наук сохранившие свои актуальность и сегодня: проблема отношения гуманитарных наук и культуры, проблема целой и задач гуманитарного мсследозаши, специфики его законов и понятий. Гуманитарное знание стало пониматься не только как исследование особой предметности, но я как воплощение .цешметштх'интенций, заложенных в самом существе познавательного. отношения к миру, которые не раскрываются в позитивистской методологии естественных, паук. ;

, Анализируя сгауацию в современной философской литературе, посвященной гносеологическому анализу гуманитарного знания и методологическим проблет/з«.« гуманитарных наук, следует отметить, что в ней заметны .'тркщипиальнке разногласия • относительно предаете, иетрдов'исследования и форм-организации гуманитарного научного познания, отсутствие в отой области исследований общепризнанных результатов, вплоть до разногласий по вопросу о том, какие науки следует считать гуманитарными, а какие - нет. В работах современных авторов проводится'мысль о неправомерности отнесения к числу гуманитарных .наук всех дисциплин, изучающих человека.'Гуманитарные науки специрицкрувтея по отношении к другш человексведческим дисциплинам тем. что они имеют своей

задачей раскрытие сй/гысла человеческой субъективности, выявляют, по выражению 1>1.И.Бахтина, соОственно"человеческое з человеке", что предполагает рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и собственной жизнедеятельности. Автор считает необходимым разделить науки, имеющие гуманитарный аспект в своих исследованиях /например, философ кие .'науки/ и собственно гу-ыанотарные науки, отличающиеся по свош целям, методу, предмету и рассматривает особенности положения гуманитарных наук в структуре современного научного знания. ■

Поскольку собственно, хуианитарное исследование аредаетне обращено к духовной стороне.личности, то ети науки изучают продукты духовно-практнческай деятельности человека, образующие мир культуры и -выражающие' с наибольшей полнотой мир человеческой субъективности. Именно в этом.смысле гуманитарные науки -это науки о культуре. Двбой объект культуры, посколыдг он понимается как,"выразительное и говорящее битке" /термин М.й.Бахтина/, превращается'в систеыу личностных смыслов и знаков, и но-этог!у может "рассматриваться как относительно самостоятельный ','екст. В таком случае задача исследователя-гуманитария состоит в раскрытии-системы этих смыслов, что возможно только гтутеы особой процедуры '-'понимания.

Понимание - важнейшая, особенность гуманитарного исследования, на что обратил, внимание еще В.Дильтей. Оно выступает в качестве условия и предпосылки гуманитарного исследован ил, -определяя круг' фактов, ¿мпиричесодю базу гуманитарнонаучного исследования, опосредует все его'наш и является конечной целью. Понимание является специфической процедурой гуманитарного исследования, строящегося'как диалог двух субъектов, ибо в качестве объекта гуманитарного познания выступает человек в'своей субьектности и-субъективности. - Это определяет качественное своеобразие. субъектно-объенишх. отношений в гуманитарных науках.

Углубление анализа особенностей субъектно-обьектных отношений б гуманитарных науках привело к выводу о невозможности незаинтересованного отношения субъекта к объекту в ном типе исследования. Данное обстоятельство является одной из причин высокой концентрации в социально-гуманитарном позяакли вообще и гуманитарном,в частности,-мировоззренческих,'ценностных.и идеологических представлений; '

В связи с выявленными особенностями предмета и методов гуманитарных наук в диссертации делаете? вывод о тон, что фундаментальной особенностью научно-исследовательского поиска в гуманитарных науках является невозможность .гЛгаинации социально-мировоззренческих, кмеюфс; ценностную природу факторов из его результатов. Это внзывает необходимость исследования способов и механизмов функционирования социальных факторов в науч-них формах гуманитарного знания, как в историческом развитии гуманитарных наук. так и ¡га современно« агапе ах развития.

Во втором разделе " Проблема социально-практической обусловленности гуманитарного знания в современной советской и зарубежной философской литературе" на основе марксистских принципов анализа развития науки делается попытка. критического исследования представлений об особенностях влияния различных сфер общественной жизни на субъекта гуманитарного'исследовании по работам известные зарубежных.социологов научного знания Э.Дюркгейма, Г.Кишгаха, Р.Ма'крвдиса, К.ыаннгейма, Р.Мертона,-В.Старка и других зарубежных ученых. Прослеживаются основные способы осмысления социально-культурной детерминации научного и,з частности, научного гуманитарного знания в.нашей философской литературе, рассматриваются социальна-мирбвоззренческке основания гуманитарные наук.

Исходной посылкой анализа социальной обусловленности научного знания в буржуазной социологии познания всегда было убеждение во внешнем характере влияния общества на- развитие научп. исследований, которое к тому рассматривалось, как правило, в негативном плане,-как затрудняющее поиски истины.

В работах советских авторов, развивающих марксистское учение о социальной природе науки, проблема социально-исторической и социально-культурной обусловленности научного знания решается на' пути изучения форм представленности социального в когнитивном,; что дает возможность избежать противопоставления. ' внешних и внутренних факторов развития научного знания.' Осмысливая' социальную обусловленность научного знания, исследователи углубляют представления о структуре научного знания и выделяют в ней наряду с традиционными 'элементами /.эмпирический и теоретический уровень/, предпосилочное, мировоззренческое знание. Именно оно в логпко-понятмйной'форме опосредует социально-культурную детерминацию всего поаниинтельпого процесса. В езя-

Социально-исторические детерминанты и мировоззренческие основания развития гуманитарных наук

эи с пии тезис с социальной обузловяеииоети познания, корда имеется в виду, что социокультурные фактор:; в той иди иной Лорке влияют на процесс формированга иаушшх теорий, х-азяыюеюя в учение о социальной детерминированности развития научного ша-ши. Именно через предпосылочное, мировоззренческое ьишис со-щальдаз факторы выступают уже в качестве осыоьаи'Л развития научного знания, определяя его внутреннюю логику.

Социдльно-мировсззренческое обоснование научного знания в развитии любого типа научного'знания дополняет его ьнут/ рпнаучное обоснование и осуществляется хтугем сопоставления связей обосновываемой концепции с философскими принципами, научной нартиюл мира, стийем шипения, идеалами и нормами научного исследования. В' системе предпосылок и основатй гуманитарного. знания основополагающее место занимает мировоззрение, кото-рос осуществляет функции основания гуманитарного щимт опосредованно - через специальнув/гунанигарнуя картину мира/, сшд:> ыаеяонкя, идезьд и иорш'научного гуманитарного исследо^-лния.

В последнее.время в историке-научных исследованиях, посвященных проблема; факторов развили научного знания, зЭДск-тгано .используется понятие "научно-исследовательская программа", введенное е методологию науки ГиЛаадоиш«.- В диссертации обосновывается возцогаюсть йрименения понятия "гуманитарна! научно-исследовательская программа" для анализа факторов развития гуманитарных наук, выявляются ее основные компоненты. Показывается, что введение данного, понятия в методологи» гуманитарных наук даст возможность, во-первых,•соотнесения развития гуманитарных наук и истории общества, выявления каналов проникновения социокультурных влияний-в структуру гуманитарного научного исследования? во-вторых, позволяем рассматривать процесс ■Георетизац'ш в, гуманитарзшх науках в его. специфической обусловленности и тесной взаимосвязи.с.вненаучными, внетеоретически-. «и. духовно-практическими формами гуманитарного познания. Понимание специфики гуманитарных научно-исследовательских, программ связано с экспликацией содеркания и рассмотрением функций в научном исследовании гуманитарной картины мира, поскольку содержание гуманитарной научно-исследовательской программы образует выработка фундаментальных теоретических схем для системы гуманитарных наук - гуманитарного уровня общей/философской/

теории личности и проведение ее ышпрической и концептугальнои интерпретации на основе гуманитарной картшы мира.

Таким оо'разом, анализ социально-иировоззренчести. основании гуыанптарннх на^к дает возможность конкретизировать по-локст.е о социальной детерминации гуманитарного научного знания, о механизмах развития научной гуманитарной теории.

Дальнейшее углубление представлений о социально-мировоззренческой детерминации исследований в гуманитарных науках связано с анализом особенностей положения субъекта етого исследования в обществе. Они определяются презде всего его принадлежностью к особой профессиональной группе, которая находится' в специфических отношениях к массовому сознанию, к политической сфере оба;ества, к "иллюзорному сознанию", под. которым понимается не только идеология, но и мировоззрение. В связи с этим в диссертации выявляются основные виды социальной детерминации гуманитарного познания: культурно-мировоззренческий, политико-идеологический, профессионально-теоретический и индивидуально-практический, под которым понимается'мера участия субъекта гуманитарного исследования в организации управления иизныо общества. ■•■..-■'■

В третьем разделе " Историческое становление-гуманитарных наук как процесс формирования и смены гуманитарных научно- исследовательских программ" рассматривается формирование предмета гуманитарных наук и способов его представления в культуре, образующих основы той или иной гуманитарной картины мира. Решается вопрос о становлении принципов и методов собственно гуманитарного исследования, что, по мнению автора, следует оценить как важнейшие предпосылки возникновения и развтаия гуманитарных наук.

■Историко-психологические интерпретации первобытных мифов, данные этнологии дают возможность проследить процесс вылепил индивида из рода и преломление »того процесса в самосознании человека. Именно разложение общинно-родовых связей и появление классов, государства обусловили усложнение взаикоотно-ыений индивида и общества, повисши ценность индивидуального начала и обогатили его содержание. К этому периоду европейской истории, к а по.-о расцвета античной культуры, историки науки относит возникновение первой гуманитарной научтю-исслодователь

ехой программы*. Особенности социальной &нзш и культурно-исторической обстановки древнегреческого общества определяют этико-антропояогаческин характер античного мировосприятия и созерца тельностъ стиля ш.чления той эпохи. В таких условиях рассмотрение человека характеризуется абстрактным. шеличностным подходом, отсутствует представление о человеке как индивидуальности, что и определило особенности гуманитарной картины мира и-гуманитарного типа знания данного исторического периода.

Культура европейского средневековья в силу особенностей своего понимания человека, изменений в мировоззрении, обусяов ленных распространением христианства к формированием нового типа общественно-акокошгческих отношений, ориентирована на рас крытие б человеке внутреннего шра его душ и имеет "ясную идею человеческой л1!Чности"/А.й.Гуревич/. Это стало основой изменений программа познания и самооценки человеком себя самого, но и содержание гуманитарной картины мира эпохи средневековья не могли проникнуть еще представления о неповторимости, суверенитете личности, о самостоятельности внутренней жизни индивида, что обусловлено сословной регламентацией поведения человека в феодальном обществе.

Коревше изменения в социально-экономической жизни общества, становление буржуазных общественных отношений стали основой тех процессов в культуре, которые привели к "открытию" в .ХУ-ХУ1 веках человека как.суверенной личности, обладающей сложным, внутренний, миром. Открытие и признание высшей ценности индивидуальности, изиенеьне критериев самооценки индивидов 'эпохи Возрождения, - все это нашло отражение, в самых разных сферах теоретической и духовно-практической деятельности человека и. стало важной вехой на пути превращения хумаиитарньас знаний в гумэчитарные науки.; ■ Существеннее значение для развития гуманитарных наук И их методов имело различение в рамках философской рефлексии. прадиета гуманитарных исследований и предметов других наук, которое было связано с осознанием особенностей социальной реальности в сравнении с природной. В диссертации рассматривают (¡я основные попнтки методологического обоснования гуманитаршх

Гайденко П.Я. Зволкция понятия науки,- Ы. Т930. С.ИЗ.

.наук в рамках натуралистской и историко-культурюй программ, анализируются причины, обусловившие несостоятельность этих попыток.

Основные предпосылки речения проблем, поставленных развитием гуманитарных наук и создания подлинно научной, программы обоснования гуманитарного научного знания сложились в середине XIX века, благодаря созданию К.Марксом и Ф.Энгельсом научного диалектико-материалистичэского мировоззрения. Положе .ния марксистско-ленинской философии об определяющей роли об-. щественного бытия по отношению к.общественному сознанию, ofz.■ крытие.социально-исторического измерения сущности.человека.являются важнейшим вкладом марксизма в создание и обоснование. принципов научной.исследовательской гуманитарной программы.

В четвертом разделе "Особенности субъектно-объектннх отношений в гуманитарном-познании, и. проблема, формирования гипотез а гуманитарных науках" положение о социально-исторической детерминированности .и. мировоззренческой обусловленности. развития гуманитарных'наук'конкретизируется в процессе-рассмотрения особенностей-формирования и■обоснования теоретического знания в гуманитарных науках. ■ ' ■

Ряд существенных' особенностей-развинтил научного. гуманитарного знания как на эмпирическом так'и на--теоретичес ком уровнях исследования предопределен спецификой субъектно-об-ьектшх отношений в гуманитарном-исследовании. -

Отбор фактов, их оценка.в. гуманитарных науках нахо-V дятся зависимости от ценностно-мировоззренческой позиции субъ екта. Это проявляется в более высокой мировоззренческой наряду с теоретической, обычной в научном исследовании,"нагруяенности". фактов в гуманитарном исследовании. В лингвистике,- например, мировоззренческая обусловленность- фактов проявляется в отборе фактов как соответствующих природе изучаемого явления /языка/ ."и тесно связана с. теоретическими представлениями о. том, что та-. вое язык, каково'его отношение- к культуре, индивиду ит.п. Изучение смени представлений о природе языковой реальности в' •. лингвистике дает возможность -выяатения роли социокультурных факторов в формировании теоретического уровня исследований, позволяет .шдаЬить ведущие направления,- тенденции ее развития сегодня. Анализ проблем'современной лингвистики позволяет внчленить в ее развитии, по крайней мере, две тенденции

- сциентистскую, опирающуюся на естественнонаучные каноны представлений' о предаете и методе исследований лингвистики, наиболее четко проявившуюся в структуралистских исследованиях языка, и аш'шщиенгнетс^ю, представители. которой, выступают за реабилитации 4-ияологичесного исследования текста в лингвистике.

Необходимой процедурой в развитии научного исследования является обоснование и проверка истинности полученных теоретических представлений. Критерием истины всякого вида научного знания вообще является практика, но способ практического обоснования и проверки,меняется в зависимости от уровня г. типа знания. Специфической дня гуманитарного позцания будет процедура соотнесения зсонкретно-научнкх программ-схем различных гуманитарные - дисциплин с гуьаяитаршы уровней общей теории личности посредством интерпретации их на основе гуманитарной картины мира, сопоставления с мировоззренческим основаниями. Ведущая роль философских и мировоззренческих факторов связана в гуманитарном познании с трудностями эмпирической проверяемости гипотез, а также со сложностью, динамичностью, многоплановостью существования его объектов - явлений культуры, ■

В заключении подводятся итоги работы, формулируются ее основные вывода.

Социально-исторические детерминанты и мировоззренческие основания развития гуманитарных наук

Оо теме;диссертации опубликованы следующие работы:

1, Марксизм о роли мировоззрения и социальных факторов в мссле--.' довании .развития науки/Редкол.нурн.Вестник ЛГУ. Сер, исто.' рия КПСС,', научный'коымулизи,'^илосо'^ия, право.-.Л. 1667,-'

7сг - Дзп. В ШИОН АН СССР. 31737 от 12.11.87.

2, Мировоззрение как предпосылка и основание научного знания//. Человек н современный ¡лир: социально-философские проблемы.-'

Л. "1Ш. -С,208-^14. - Деп.-<в ИШЮИ*Й1 СССР.««34381. 'от'

; го.оа.ьй.

3, Социально-мировоззренческие основания научной теории /на при; ' хуишштарных наук/ / Редкол. зурн. 'Весткчк. ЛГУ. Сер.

' Йстория КПСС, лаучннй коммунизм, философияI праве.-,Л. 1588. ; -- 6с. — дсп. в ШИОН АН ССОР, № 34710 от 11.07.88.

Категория: Философия | Просмотров: 46 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar