MENU
Главная » 2017 » Октябрь » 26 » Смагин Б.А. История и философия науки Учебный курс
22:21
Смагин Б.А. История и философия науки Учебный курс

Смагин Б.А. История и философия науки: Учебный курс

СПб. Изд. СПбГМТУ - 378 с.

Общие проблемы философии науки

Наука: общая характеристика

Основные аспекты бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры и отрасль духовного производства.

Предмет и основные концепции современной философии науки

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Философия науки в XIX и XX вв.

Позитивистская традиция в философии науки.

Концепция развития научного знания Р.Карнапа.

Концепция развития научного знания К. Поппера.

Концепция научных революций Т. Куна.

Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Эволюционная эпистемология Ст. Тулмина.

Концепция научного знания М. Полани.

Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки.

Смена парадигм в методологии и философии науки.

Социокультурная обусловленность познания.

Социальность и предпосылочное знание.

Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.

Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания.

Познавательные ценности и «феномен Ньютона».

Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.

Концепция науки М. Вебера.

Концепция науки А.Койре.

Концепция науки Р.Мертона.

Концепция науки М.Малкея.

Философия научного познания

Гносеология и современная эпистемология.

Генезис познавательной деятельности человека.

Специфика научного познания и научно-познавательной деятельности в системе культуры.

Специфика научного познания и его отличие от обыденного (стихийно-эмпирического).

Специфика познания социальных явлений.

Роль курса «История и философия науки» в социально-гуманитарном познании

Субъект и объект в научном познании.

История науки

История науки (методическое введение).

Преднаука (протонаука) и наука в собственном смысле слова.

Особенности восточной преднауки.

Возникновение науки в Древней Греции: социально-исторические условия и особенности.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки. Западная и восточная средневековая наука.

Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах.

Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

Научная революция XVII века и ее мировоззренческое значение.

Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки. Н.Коперник.

Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г.Галилей, Фр.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон.

И.Ньютон. Структурно-функциональная схема раздела физики.

Классическая наука и ее особенности.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

Научные дисциплины и особенности их формирования.

Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук.

Методология научного познания

Структура научного знания

Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Проблема как форма научного познания

Методы научного исследования (общая характеристика)

Метод и методология

Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного.

Классификация методов и уровни методологии

Методы и формы познания эмпирического уровня

Методы и формы познания теоретического уровня

Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании

Основания науки

Понятие предпосылочного знания.

Идеалы и нормы исследовательской деятельности

Научная картина мира и ее методологическая функция в научном познании

Картина мира в гуманитарном познании

Стиль научного мышления

Философские основания науки

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Научные традиции и научные революции

Революционные и эволюционные изменения в научном знании и познавательной деятельности

Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках

Концепция научной революции Т.Куна

Понимание научной революции в отечественной философии и методологии

Особенности научных революций в социальном и гуманитарном познании

Научные традиции и их роль в науке

Рациональное и иррациональное в научном познании

Сущность рациональности и ее виды

Рациональное и иррациональное в научном познании

Интуиция как вид иррационального в науке

Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, их проблемы и следствия

Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки

Системный подход в современной методологии науки

Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность

Социально-гуманитарные науки как тип знания и познавательной деятельности

Основные черты новой парадигмы социального познания

Основные особенности современного социального познания

Специфика средств и методов социально-гуманитарных наук

Соотношение науки и философии

Особенности понятийного аппарата философии и науки

Основные функции философии в научном познании

Перспективы взаимоотношения философии и науки

Наука и искусство

Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

вные характеристики современной, постнеклассической науки.

Дифференциация и интеграция наук

бальный эволюционизм и современная научная картина мира

Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере

Экологическая этика и ее философские основания. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Смагин Б.А. История и философия науки Учебный курс

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Этос современной науки

Наука как социальный институт

Понимание науки как социального и культурного феномена

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности

Научные сообщества и их исторические типы

Научные школы. Подготовка научных кадров

Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера)

Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Взаимодействия науки, экономики и власти

Философские проблемы техники и технических наук

Предмет, основные сферы и главные задачи философии техники

Техника как социокультурный феномен

Специфика технического знания

Основные концепции взаимоотношения науки и техники

Технические науки и их специфика. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках

Структура технической теории и специфика технического знания

Категория: Философия | Просмотров: 41 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar