MENU
Главная » 2017 » Август » 11 » Программа вступительного экзамена по философии
20:22
Программа вступительного экзамена по философии

Программа вступительного экзамена по философии

Подробности Автор: Администратор

Тематический план

Тема 1.  Философия и ее предмет. Основные направления и функции философии.

Тема 2.  Философия в соотношении с другими формами духовной жизни.

Тема 3.  Общая характеристика философии Древнего Востока.

Тема 4.  Античная философия. Основные философские идеи Афинской школы.

Тема 5.  Средневековая христианская философия.

Тема 6.  Философские идеи в Европе XIV – XVIII вв. Эпоха Возрождения, Нового времени, Просвещения.

Тема 7.  Немецкая классическая философия.

Тема 8.  Русская философия XVIII – начала ХХ вв.

Тема 9.  Основные философские направления начала ХХ в. (экзистенциализм, интуитивизм, феноменология).

Тема 10.  Бытие как философская проблема.

Программа вступительного экзамена по философии

Тема 11.  Человек и смысл его существования.

Тема 12.  Человек и природа.

Тема 13.  Общество как предмет философского изучения.

Тема 14.  Философия истории.

Тема 15.  Культура и цивилизация.

Тема 16.  Философские проблемы сознания и познавательной деятельности.

Тема 17.  Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ     Тема 1. Философия и ее предмет. Основные направления, методы и функции философии     Понятие философии, основные подходы к философскому знанию. Философия как наука, рефлексия, не совпадающая с другими науками ни по объекту, ни по методам исследования (Кант, Фихте, Гегель). Философия как творчество, учение о смысле жизни и судьбе человека (Н. Бердяев). Философия – это ничья Земля между теологией и наукой (Б. Рассел).

Структура философского знания: философская онтология или учение о бытии, гносеология или философское учение о познании; философская антропология – учение о человеке; философия истории; социальная философия и т.д.

Метафизика как основа философской онтологии и метод философского исследования. Гносеология и истина. Диалектика как метод философского исследования. Функции философии: мировоззренческая, идеологическая, аксиологическая. онтологическая, гносеологическая.

Тема 2. Философия в соотношении с другими формами духовной жизни

   Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, миропонимание, мироощущение и мироотношение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Истоки философии. Мифология и религия. Основные типы мифов и своеобразие мифологического сознания. Миф и реальность. Понятие религии, ее основные функции. Проблема отчуждения и религия. Удвоение мира в религиозном сознании. Чувственный и сверхчувственный миры. Мировые и национальные религии, их роль в становлении ценностной ориентации человека. Философия и религия как общественные явления. Специфика, сходство и различие философии и религии. Религиозная философия (индийская философская школа, неоплатонизм, Афинская школа, средневековая философия, русская философия).

Соотношение философии и юриспруденции в их отношении к философии права. Функции философии права: методологическая, гносеологическая, аксиологическая. Проблемы междисциплинарных связей юриспруденции и философии.

Тема 3. Общая характеристика философии Древнего Востока

Особенности древне-индийской религиозной философии. Ведизм. Брахманизм. Философия упанишад. Проблема жизни и смерти. Космология и космогония. Проблема сна. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, о примате духовного. Концепция бесконечной цепи перерождений. Закон кармы – кардинальное положение индийской философской мысли. Высшая эманация. Брахман, Атман, Пуруша. Индийская мистика – «Ом» (« Аум »). Индийские философские системы – Санкхья. йога и др. Основы философии буддизма – развитие философии упанишад.

Философия Древнего Китая  VII  –  VI  вв. до н.э. – в период рабовладельческого общества. Две основные тенденции в развитии философии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. Философские и этические взгляды Конфуция (557–479 гг. до н.э.). Центральная идея Конфуция – проблемы воспитания.

Философские идеи Мо-цзы (479–381 гг. до н.э.): отрицание предопредения судьбы человека, помощь друг другу, независимо от социального положения, проповедь мира между государствами.

Основные философские идеи Лао-цзы (  VI  –  V  вв. до н.э.). Даосизм – учение Лао-цзы о дао-пути вещей.

Тема 4. Античная философия. Основные философские идеи Афинской школы

Общая характеристика античности. Античные цивилизации: Древняя Греция, эллинизм, Древний Рим. Картина мира древнего грека: космос – боги – человек.

Греческое просвещение. Софисты и Сократ (469–399 гг. до н.э.). Формирование антропологической проблематики.

Софисты. Этический и гносеологический релятивизм. Протагор. «Человек есть мера всех вещей». Софистика.

Сократ. Жизнь и смерть. Этический рационализм. Знание как добродетель. «Познай самого себя». Майевтика .

Классическая греческая философия: Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

Платон. Жизнь и творчество. Объективный идеализм – теория идей. Бытие подлинное и не подлинное. Знание как припоминание. Учение о душе и аргументы в пользу бессмертия души. Учение о государстве. Космология. Понятие демиурга.

Аристотель: критика Платона. Онтология: учение о форме и материи, учение о причинах. Разум как инструмент познания. Учение о категориях. Учение о государстве. Добродетели этические и дианоэтические. Идея неподвижного первоначала. Классификация наук. Вклад Аристотеля в развитие различных наук.

Судьбы учений Платона и Аристотеля.

Этические теории античности как модели поведения. Сократические школы: киники и киренаики. Эпикуреизм. Стоицизм.

Позднеантичная философия. Неоплатонизм. Плотин. Эманация божественного первоначала: Единое – Ум – Душа.

Итоги развития античной философии. Античная философия и философия средневековья.

Тема 5. Средневековая христианская философия

Общая характеристика эпохи средневековья. Феодально-организованная агрикультура. Иерархизированность общества. Социально-политическая, идеологическая, культурная роль римско-католической церкви.

Христианство как духовный стержень европейской культуры. Истоки христианства. Борьба с другими религиями. Библия как священная книга христиан. Символ веры.

Картина мира средневекового человека: «великая цепь бытия» и место человека в ней. Символизм средневекового мышления. Противоречия внутри христианского мировоззрения.

Средневековая философия как синтез религиозного откровения и античной философии. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм. творение, откровение, грехопадение, искупление. Христианское осмысление неоплатонизма, неоаристотелизма. стоицизма. Человек в средневековой философии.

Апологетика, патристика, схоластика.

Виды философствования и основные религиозно-философские проблемы.

Спекулятивная философия: «положительная» и «отрицательная» теология, сущность бога и тринитарная проблема, христология. теодицея.

Моральная философия: свобода воли и предопределение, грех и пути спасения, душа и тело.

Рациональная философия: проблема соотношения веры и разума, концепция двух истин, проблема универсалий и индивидуалий .

Тема 6. Философские идеи в Европе XIV – XVIII вв. Эпоха Возрождения, Нового времени, Просвещения

Философия эпохи Возрождения.

Общая характеристика эпохи. Социально-экономические и политические изменения европейского общества  XV  –  XVI  вв. Особенности городской культуры. Итальянское Возрождение. Научная революция. Реформация и Контрреформация.

Основные черты культуры Ренессанса. Гуманизм как философия. Антисхоластический характер мировоззрения. Антропоцентризм и новое понимание человека. Обращение к традициям античности.

Аристократический характер  культуры Возрождения. «Обратная сторона титанизма », индивидуалистическая мораль.

Парадоксы Возрождения. Важнейшие достижения в области искусства и науки.

Политическая философия Н. Макиавелли. «Государь». Политика и мораль. Цель и средства в политике. Как добиться власти и удержать власть.

Социальные утопии. Т. Мор «Утопия». Т. Кампанелла «Город Солнца». Социально-политическое устройство общества. Собственность и отношение к ней.

Натурфилософские концепции. Пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Н. Кузанский: «ученое незнание», совпадение противоположностей, космология. Дж. Бруно: космология, идея существования бесконечных миров, «героический энтузиазм».

Философия Нового времени. XVII–XVIII вв.

Общая характеристика эпохи. Становление и развитие капитализма. Первоначальное накопление капитала. Индустриальное общество и его функциональные ценности. Личная свобода индивида и освобождение его от внеэкономического принуждения.

Падение авторитета церкви, секуляризация. Интенсивное развитие науки. Картина мира Нового времени: деизм, механицизм, рационализм, оптимизм.

Ф. Бэкон  (1561–1626): жизнь и деятельность. Произведения: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Разделение науки и религии, цели познания. Науки «светоносные» и «плодоносные». Эмпиризм как опора на опыт. Метод индукции. Теория «призраков-идолов».

Р. Декарт  (1596–1650): жизнь и творчество. «Первоначало философии», «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума». Дуализм. Правила метода и методическое сомнение. «Мыслю, следовательно, существую». Врожденные идеи. Мир как машина. Параллелизм души и тела. Метод дедукции. Понятие субстанции. Субстанция мыслящая и субстанция протяженная.

Философия Просвещения. XVIII в.

Просвещение как культурно-идеологическое движение. Основные черты идеологии Просвещения. «Век философии»: идеи правят миром. Антиклерикализм, деизм и атеизм. Антиабсолютизм .

Французское Просвещение. «Энциклопедия» и энциклопедисты: Д. Дидро, Д. Аламбер, Гольбах, Гельвеций.

Вольтер  (1694–1778). Идеи «просвещенного правления». Утверждение принципа свободомыслия и борьба за веротерпимость. Деизм и «социальный аргумент».

Ж.-Ж. Руссо  (1712–1778). Человек в «естественном состоянии» и рассуждения о неравенстве. Общественный договор и социально-правовой идеал. Право народа на восстание, республика и суверенитет народа. Педагогические идеи.

Просветительский материализм и его связь с естествознанием. Последовательно материалистическое понимание природы. Трансформизм, детерминизм. Проблема происхождения человека. Сознание как свойство материи. Антропо-социальная проблематика. Крупнейшие материалисты: Ламетри. Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Тема 7. Немецкая классическая философия

Понятие «немецкая классическая философия». Философские направления, связанные с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Основные особенности и черты немецкой классической философии, условия формирования.

И. Кант  (1724-1804). Докритический период его философии, концепция строения Вселенной. Критический период. Критика для Канта – это границы возможностей познавательных способностей человека. Основные произведения: «Критика чистого разума». «Критика теории суждений». Метафизическая, трансцендентальная философия Канта. Основные черты гносеологии Канта. Способности познания – чувственность, рассудок, разум, продуцирование необходимого и всеобщего знания. Теория суждений Канта. Априорные синтетические суждения. Агностицизм Канта. Основные черты этического учения И. Канта, категорический императив. Социально-политические идеи Канта: учение об автономии личности, о либерализме, о формах государственного устройства.

Философия  И.Г. Фихте  (1762–1814). « Наукоучение » как теоретическая философия. Диалектика Я и не – Я: три « основоположения ». Субъективный идеализм и антитетическая диалектика.

Философия истории: исторические эпохи. Утопия «закрытого торгового государства».

Философия  Ф.В.И. Шеллинга  (1775–1854). Натурфилософия как обоснование идеальной сущности природы. «Система трансцендентального идеализма». Натурализация диалектики: тождество, полярность, борьба противоположностей. Шеллинг и Фихте. Шеллинг и Гегель.

Философия  Г.В.Ф. Гегеля  (1770–1831). Философия и частные науки, их назначение и различие. «Энциклопедия философских наук».

Система и метод в философии Гегеля.

Объективный идеализм. Понятие абсолютной идеи и абсолютного духа. Этапы саморазвития абсолютной идеи и соответствующие ей разделы философского знания: наука логики, философия природы, философия духа. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля.

Диалектика как теория развития и метод познания. Единство диалектики, логики и теории познания. Категории как ступени развития идеи и ступени познания. Триада: тезис – антитезис – синтез. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического.

Философия истории. Прогресс как осуществление свободы и исторические эпохи. «Хитрость Разума». Народы и «герои» в истории.

Философия марксизма как продолжение традиций классической философии. Социально-политические условия формирования марксизма. Источники марксизма. Составные части марксизма. Диалектический и исторический материализм. Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Материалистическое понимание истории. Основные законы и категории исторического материализма: базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Учение об общественно-экономических формациях и исторические типы формаций. Коммунистическая перспектива человечества. Теория классовой борьбы. Историческая миссия пролетариата и диктатура пролетариата.

Развитие идей марксизма в работах В.И. Ленина. Социалистическая революция, революционная ситуация. Учение о партии.

Марксизм и идеология. Исторические судьбы марксизма.

Тема 8. Русская религиозная идеалистическая философия второй половины XIX – начала XX вв.

Общая характеристика и основные черты русской идеалистической философии. Философское осмысление состояния духовности и социально-политических процессов в России во второй половине  XIX  в. теологами и светскими представителями отечественного идеализма.

Отражение духовных процессов России в предреволюционные и пореволюционные периоды развития русского общества. Полифония голосов как предпосылка разнообразия философских концепций. Многоаспектный и разноуровневый характер развития философии, ее перспектив, особенностей ее языка, связей с философскими системами прошлого и другими науками.

Философские идеи в художественном творчестве  Ф.М. Достоевского  (1821–1881): проблемы веры и знания, свободы и ответственности, социальной справедливости и гуманизма, богоискательства и богоборчества; этические воззрения и учение о нравственно-религиозном самосовершенствовании личности; осмысление истории Росс ии и ее предназначения; концепция «христианского социализма».

Социально-философские искания  Л.Н. Толстого  (1828–1910): идея спасения и «смысла жизни»; учение о соотношении знания и веры и об «истинной вере», теория «непротивления злу насилием»; историософские построения.

«Философия общего дела»  Н.Ф. Федорова  (1828–1903) как учение о достижении бессмертия человечества («всеобщее воскресение») и регуляции природы; размышления о смысле и цели истории, о «цивилизации» и «культуре»; реформаторская идея о « супраморализме » как основе христианства.

«Философская система»  В.С. Соловьева  (1853–1900) как теоретический источник « неохристианства » («нового религиозного сознания»): обоснование идеи «универсального синтеза науки, философии, религии»; онтологические, гносеологические и социально-этические аспекты «положительного всеединства»; учение о богочеловечестве; софиология ; теократическая утопия; религиозно-мистический взгляд на судьбы Запада, Востока, России; основные принципы нравственного учения.

Н.А. Бердяев  (1874–1948), эволюция его мировоззрения от «легального марксизма» к религиозному иррационализму и мистике; онтологический смысл учения мыслителя о свободе; проблемы веры и знания, истины, творчества и объективизации, рационального начала в гносеологии философа; концепция личности как основа христианской антропологии и антроподицеи ; социальная философия и этика; эсхатологизм мыслителя.

Тема 9. Основные философские направления начала ХХ в. (экзистенциализм, интуитивизм, феноменология)

Воздействие иррационалистической философии на всю духовную жизнь общества в  XX  в. Усиление влияния произведений Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше. Уход от реалистических традиций классиков, от рационализма. Наиболее яркие направления иррационалистической философии – экзистенциализм, интуитивизм, феноменология.

Исходный пункт экзистенциалистского философствования, определяющий его содержание, – категория «существования» ( экзистенция ).

2 основных направления: немецкий экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс) и французский (Сартр, Камю).  Русское направление (Шестов, Бердяев). Философия, бытие, человек как общий вопрос – самораскрытие человеческого бытия. Осознание собственной сущности через состояние потрясенности и потерянности. Основные ситуации нашего существования – пограничные ситуации. Подлинная сущность человека и экзистенция. Пограничные ситуации.

Ясперс  . Спасение в коммуникациях. Возможность существования отдельного человека лишь в коммуникации с другим самобытием. Экзистенция – в свободе. «Я есть, пока выбираю».

Сартр.  Бытие двойственно – бытие в себе (мир не зависит от человеческой реальности). «Бытие для себя» (сфера его человек).

Интуитивизм.  А. Бергсон  (1859–1941). Основные идеи его философии: сущность мира иррациональна, таково его постижение, возвышение интуиции над разумом, интроспективное психологическое исследование как метод философского исследования, «длительность» – основа бытия и сущность вещей. Связь биологизма, мистики и спиритуализма. Открытое и замкнутое общество.

Феноменология  Э. Гуссерля  (1859–1938). Сочетание субъективного идеализма с объективным. Главные идеи феноменологии Э. Гуссерля. предмет философии – явления (феномены) сознания как непосредственно данное ; эти феномены не как психические явления, а как некие абсолютные сущности; эти сущности не познаются разумом, рассудком, а переживаются и затем описываются. Созерцание через акт интуиции.

Тема 10. Бытие как философская проблема

Проблема бытия в истории философии. Бытие и сущее. Понятие духа, сознания и материи. Понятие субстанции. «Субстанция мыслящая» и «субстанция протяженная». Проблема соотношения сознания и материи. Пространство, время, движение как атрибуты материи.

Единство и многообразие мира. Научная, философская и религиозная картины мира.

Противоречивость бытия. Диалектика и ее значение в познании бытия. Принципы и законы диалектики. Развитие, его модели и законы.

Тема 11. Человек и смысл его существования

Философская антропология в системе знания. Философия о происхождении человека. Социальное и биологическое в человеке. Био-социо-духовная природа человека. Психофизическая проблема. Человек как личность. Структура личности. Личность и свобода. Свобода как сущностная характеристика личности. Личность в  XX  в. Феномен «бегства от свободы». Проблемы отчуждения и насилия в контексте существования личности. Смысл человеческой жизни как предмет философствования. Жизнь и смерть. Марксизм и идея «социального бессмертия». Экзистенциализм: человек в тисках абсурда. Христианский эволюционизм о смысле человеческого бытия. Смысл жизни в контексте православной эсхатологии. Виды и движущие силы социальных изменений. Эволюция и революция.

Кризис общества и общественная катастрофа.

Тема 12. Человек и природа

Понятие природы. Исторические формы взаимодействия человека и природы. Уровни организации природной реальности. Живая и неживая природа. Роль природно-географической среды в существовании и развитии человека и общества.

Понятие биосферы. Биосфера и ноосфера. Биоэтика.

Проблема предельно допустимого вмешательства человека в развитие природы. Понятие и проблемы экологии. Экологические катастрофы. Принцип коэволюции как альтернатива разрушительному воздействию техногенной цивилизации на природу.

Тема 13. Общество как предмет философского изучения

Понятие общества. Общество как самоорганизующаяся система. Проблема системообразующих факторов ( природно-географи-ческая среда, материальное производство, идеи, религиозная вера, взаимодействие людей и т.д.)

Общество как органическая целостность. Структура общества и общественные отношения. Подсистемы общества. Экономическая, политико-правовая, социальная и духовная сферы общества.

Отношения социальной дифференциации и интеграции. Социальная структура общества. Понятие социальной общности. Социальные классы. Социальные и социально-демографические группы. Социальные страты. Этнические общности. Проблема социального отчуждения.

Тема 14. Философия истории

Общественная жизнь как исторический процесс. Проблема антропосоциогенеза. Многообразие теоретико-методологических подходов к проблеме исторического развития. Роль труда и языкового общения в становлении и историческом развитии общества. Проблема крупномасштабного членения человеческой истории. Дикость. Варварство. Цивилизация. Цивилизационный и формационный подходы к истории человеческого общества. Основные историософские концепции  XX  в. Своеобразие современного этапа человеческой истории. Проблема «конца истории». «Конец исто рии» и абсолютизация либеральных ценностей Запада в концепции Ф. Фукуямы. «Конец истории» в контексте православной эсхатологии.

Тема 15. Культура и цивилизация

Понятие культуры и цивилизации. Многозначность понятия культуры. Культура как противостояние энтропии. Философия культуры о существовании культурных универсалий. Классическая и неклассическая модели культуры. Постмодернистская модель культуры. Человек как творец и творение культуры.

Многообразие цивилизационных типов. Евроцентристская интерпретация цивилизации. Отечественные и зарубежные мыслители о соотношении культуры и цивилизации. О. Шпенглер о цивилизации как «смерти культуры». Противопоставление культурной и цивилизационной парадигм в философии Н. Бердяева.

Тема 16. Философские проблемы сознания и познавательной деятельности

Понятие психического. Место сознания в структуре психики. Сознание и бессознательное. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру и самому себе.

Структура сознания. Ощущение, восприятие, представление. Образное и понятийное мышление. Рациональное и иррациональное. Сознание и язык. Эмоционально-волевая сфера и сознание.

Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Многообразие гносеологического опыта. Донаучное, научное и вненаучное ( паранаучное ) знание.

Мистицизм в познании. Сенсуализм и рационализм. Типы рациональности. Интуитивное и дискурсивное познание.

Истина и ее критерии. Классическая, прагматическая и когерентная теории истины. Специфика научного познания. Познание как социальный процесс. Особенности социального познания. Категории философии как ступени познания. Диалектика как универсальный метод познания.

Тема 17. Глобальные проблемы современности и будущее человечества

Человечество в конце  XX  в. Понятие глобальных проблем и их характеристика. Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества. Опасность экологической катастрофы. Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов. Угроза человеческой телесности: нарастание генетических деформаций и ослабление иммунной системы человека. Кризис человеческой духовности и непредсказуемые последствия использования манипулятивных технологий в культурно-информационной сфере. Активизация деструктивных псевдорелигиозных сект.

Взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем человечества. Техногенная цивилизация – основной источник глобальных проблем. Объективная необходимость смены господствующих цивилизационных парадигм. Гуманизация и одухотворение общественных отношений – основное условие преодоления глобальных проблем.

Учебники и уч. пособия:

1.         Сербиненко  В.В. История русской философии. М. 1996.

2.         Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М. 1997.

3.         Фишер К. История новой философии. СПб. 1994.

4.         Хрестоматия по истории философии. М. 1997.

5.         Чанышев  А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

6.         Чанышев  А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М. 1991.

7.         Шаповалов В.Ф. Основы философии от классиков к современности: Учебн. пос. М. 1998.

Программа вступительного экзамена по философии

8.        Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. – СПб. Азбука, 2000. – 336 с.

9.        Бергер. П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер. Т. Лукман. – М. Медиум, 1995. – 324 с.

10.    Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова. – Спб. Лань, 1999. – 479 с.

11.    Вернадский, В.И. Труды по философии естествознания / В.И. Вернадский. – М. Наука, 2000. – 504 с.

12.    Войтов, А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М. Дашков и К, 2004. – 692 с.

13.    Гуссерль. Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск. Сагуна. 1994. – 353 с.

14.    Декарт, Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2-х т. / Р. Декарт. – М. Мысль, 1989. – Т. 1. – С.77–153.

15.    Ильенков. Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М. Политиздат, 1991 – 464 с.

16.    Ильин, В.В. Критерии научности знания / В.В. Ильин. – М. Высшая школа, 1989. – 128 с.

17.    История и философия науки // Учебное пособие для аспирантов. – СПб. Питер, 2008. – 304 с.

18.    Копнин. П.В. Гносеологические о логические основы науки / П.В.  Копнин. – М. Мысль, 1974. – 568 с.

19.    Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. АСТ, 2002 г. – 605 с.

20.    Лекторский. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М. Эдиториал. 2001. – 256 с.

21.    Мах, Э. Познание и заблуждение / Э. Мах. – М. БИНОМ, 2003. – 456 с.

22.    Миронов, В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов / В.В. Миронов, В.Я. Перминов. С.Н. Бычков – М. Гардарики. 2006. – 320 с.

23.    Никифоров, А.Л. Философия и история науки / А.Л. Никифоров. – М.  : Идея-Пресс, 2008. - 264 с

24.    Овчинников, Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли / Н.Ф. Овчинников. – М. Эдиториал. 2003 – 296 с

25.    Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П.  Кохановский. Т.Г. Лешкевич. Т.П. Матяш. Т.Б. Фатхи. – Ростов н / Д. МарТ. 2004. – 350 с.

26.    Пископпель А.А. Научная концепция: структура, генезис / А.А.  Пископпель. – М. Путь, 1999. – 416 с.

27.    Полани. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / М. Полани. – М. Прогресс, 1985 г. – 344 с.

28.    Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / К. Поппер. – М. Эдиториал. 2002. – 384 с.

Контрольные вопросы

1.     Философ ия и ее предмет. Основные подходы к понятию философии.

2.     Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Миф, религия, философия.

3.     Проблема соотношения философских знаний и науки.

4.     Функции и основные направления философского знания.

5.     Основные методы философии.

6.     Философские идеи Древней Индии (упанишады, буддизм).

7.     Проблема человека, сознания и самосознания в философии Сократа.

8.     Теория идей Платона. Концепция души в философии платонизма.

9.     Философия Аристотеля, его вклад в развитие различных наук.

10.       Социальные утопии Платона.

11.       Учение Аристотеля о форме.

12.       Диалектика и метафизика в философии Древней Греции.

13.       Особенности и основные этапы развития философии средних веков.

14.       Философские воззрения Августина. Христианская доктрина государства.

15.       Ф. Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

16.       Эпоха Возрождения. Особенности философских взглядов Н. Кузанского и Дж. Бруно.

17.       Философско-методологическая позиция Ф. Бэкона. Теория «призраков-идолов».

18.       Рационализм Р. Декарта, его влияние на развитие науки Нового времени.

19.       Феномен французского Просвещения: социально-полити-ческие идеи и философские концепции.

20.       Докритический период философии Канта.

21.       Гносеологическая концепция Канта. Априоризм.

22.       Этика Канта.

23.       Философские идеи Фихте и Шеллинга.

24.       Диалектика Гегеля: основные законы и категории.

25.       Сущность материалистического понимания истории в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

26.       Основные характеристики русской философии XIX – начала XX вв.

27.       Основные идеи в философии В. Соловьева (Богочеловечество, Всеединство, София).

28.       Идеи свободы и творчества в философии Н. Бердяева.

29.       Бытие как философская проблема.

30.       Характеристика основных форм бытия.

31.       Материя как предмет философствования.

32.       Основные формы движения материи и их взаимодействие.

33.       Пространство и время как формы существования материи.

34.       Движение как атрибут материи.

35.       Философская антропология. Философия о природе и сущности человека.

36.       Социальное и биологическое в человеке.

37.       Человек как личность.

38.       Личность и общество.

Программа вступительного экзамена по философии

39.       Социальная философия: предмет и основные категории.

40.       Общество как система.

41.       Исторические формы социальных общностей.

42.       Социальная структура общества.

43.       Формационный и цивилизованный подходы к истории человеческого общества.

44.       Законы и направленность исторического развития как философская проблема.

45.       Сущность материалистического понимания истории.

46.       Духовная жизнь общества.

47.       Культура и цивилизация.

48.       Взаимоотношения человека и природы как философская проблема.

49.       Сознание как философская проблема.

50.       Общественное сознание и его формы.

51.       Структура познавательной деятельности.

56.       Глобальные проблемы современности и будущее человеческого общества как предмет философствования.

Аспирантура РХГА, доцент РХГА, Штайн О.А.

Категория: Философия | Просмотров: 132 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar