MENU
Главная » 2017 » Август » 8 » ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
20:16
ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Институт философии, социологии и права

Национальной Академии наук Азербайджана,

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

г. Баку, Азербайджан

В философском понимании смысл истории давно привлекает внимание исследователей; можно сказать, что, уже начиная с момента зарождения философских идей в каждом из регионов мира, проблемы развития истории, ее периодизации, оценки, выявления движущих сил, прежде всего земных или небесных, были объектом рассмотрения многих поколений исследователей.

По существу, разница между Востоком и Западом исходит также и из преимуществ, которые имеет онтологическое и эпистемологическое мышление, что предопределило их будущее развитие. Несмотря на возрастание различительных тенденций в развитии восточной и западной духовности, до Нового времени взгляд на историю, который развивался в рамках религиозных идей, также основывался на определенных субстанциональных принципах. К.Ясперс, рассматривая единство истории и Бога, писал, что «на Западе философия истории сформировалась на основе христианской религии. Во всех больших произведениях, начиная от Августина вплоть до Гегеля, просматривается вера в идею об участии Бога в создании истории» [5, с.32].

Впоследствии протестантизм, обратившийся к учению Августина, привнес в это учение идею воли, т.е. участия человека в становлении истории в единстве с Богом; вместе с тем данный процесс пошел уже в другом русле. Согласно взглядам Гегеля, который стремился объединить субстанциональную основу с реальностью, сущность истории состоит в реализации принципов абсолютного духа. Принципы же эти ограничиваются определенным пространством действия. Теория развития Гегеля, основанная на принципе историзма, не учитывает доисторический период человечества. Доисторический период есть период формирования государственного рассудка, и потому это происходит вне пределов самопознания. Абсолютная сущность самопознания приводит к необходимости отказа от признания всех периодов развития истории.

Ранке возражал против диалектического подхода к оценке истории, в связи с чем писал: «согласно взглядам Гегеля, лишь идея может вести независимую жизнь; в таком случае все люди лишь тени, заполненные идеями или же схемами» [4, с.6]. Согласно Ранке, мировой дух Гегеля использует человеческие качества и чувства для достижения своих целей; подобные представления вступают в противоречие с общими понятиями о Боге и человечестве. Именно под влиянием идеи универсальности истории и диа­лектического подхода к пониманию общественных процессов в произведениях Ранке утвердились представления о непрерывной преемственности развития общества во времени [6, с.78]. Интересно, что, если Гегель считал себя в качестве представителя Европы носителем свободного духа, свободы человека, то К.Поппер считал его носителем идей Платона, находящихся в вечном противоречии с мышлением и свободой, а гегельянство - пробуждением общинного духа [3, с.40].

К.Поппер не согласен с поиском смысла истории в религиозном рассудке. Фактически наличный религиозный рассудок совпадает с наивысшими целями человека, стремящегося дать смысл истории, которого изначально у нее не было. Это означает, что в учении Поппера религия, отойдя от своих метафизических основ, превращается в плод человеческого разума. Что же касается поиска смысла истории через наличность Бога, то это оценивается не как ответственность человека перед Богом и историей, а как перенос акцентов на другие стороны ответственности.

Согласно мнению К.Поппера, история сама по себе хоть и лишена смысла, человек в состоянии придать ей смысл, исходя из собственного самосознания. Российский исследователь Т.Панфилова, поддерживая эту точку зрения, стремится определить сущность и единство всемирной истории, определить здесь место личности и народных масс, выделив представления об идеале, который может быть достигнут в становлении истории. Согласно мнению автора, тесные социально-экономические связи между народами, процессы происходящей интеграции вполне достаточны для того, чтобы процесс формирования и становления всемирной истории был достаточен [2, с.11-23].

Подход к оценке истории с данной позиции означает, что понимание человеческого мышления на уровне сверхъестественной силы, поиск божественного предопределения здесь теряет свой смысл. Представление об истории, у которой есть начало и конец, приводит к тому, что данные представления накладываются на мысли человека о собственном начале и конце, отсюда – чувство бессмысленности существования, как у некоторых представителей экзистенциализма.

В целом в соответствии с концепциями исторического развития в философском познании имеются два подхода к анализу сущности человека: религиозно-метафизический подход к истории философии (здесь подразумевается стремление к Абсолютному Духу и в конечном счете формирование отношения к жизни как высшей ступени существования), и прогресс общества через приобщение к позитивному мышлению (здесь позитивное мышление, секуляризуя этические ценности, в конечном счете, абсолютизируя самого человека, стремится представить его Богом).

Интересно, что секуляризация позитивным мышлением исторического рассудка и выступление против него в целом имеет свою причину, и эта причина заключается в идее конца истории, конечности развития как такового. Отсюда можно сделать вывод том, что в предыдущие периоды властвовала идея о развитии определенного типа культуры в определенных временных и пространственных рамках, а в современный период тенденцией развития считается идея вечного культурного развития, которое не вмещается во временные и пространственные рамки. Человек, отойдя от духовного, мистического познания, которое завело его в тупик, стал тратить свои умственные усилия на то, чтобы увековечить мир, избавившись от идеи конца истории.

Именно эта цель дает ему силу в том, чтобы в целом отказаться от истории. Если в религиозном мышлении и философском познании, основанном на этом мышлении, выступление человека от своего имени невозможно оценить без учета влияния на него целостности микро- и макрокосмоса. С точки зрения гегелевского подхода к мировой истории движение мирового духа по ступеням исторического развития к наивысшей ступени способствовало развитию в рамках определенного пространства и времени самосознания как отдельных личностей, так и народа в целом, а также к тому, что источником всех событий люди стали искать в своем духовном развитии. В итоге в процессе исторического развития самопознание народов и наций привело к отделению их от других культур и объединений, что обусловило к формированию непроходимых препятствий в становлении единства исторического процесса.

В современный период анализ культур проводится на основе разделения цивилизаций на восточную и западную; идея о том, что древнегреческая философия является предшественницей западной культуры, живет, проявляет себя и в интерпретации истории как таковой. Лишь в отдельных исследованиях проявляется разный подход к толкованию истории. Несмотря на все усилия изолировать греческую культуру от Востока и доказать, что она является достоянием лишь западного мира, все больше растет тенденция поиска идентичности в линиях развития восточного религиозного мышления и греческого философского сознания. Как подчеркивал В.Вундт, третий, эллинистический период развития древнегреческой философии ознаменовался тем, что, выйдя за пределы своего базового пространства, стал распространяться в Риме, а также на Востоке.

В итоге философское мышление, продвигаясь на Восток, стало сталкиваться с религиозным мышлением, в свою очередь постепенно расширяющимся на Запад. В результате сформировалось общее мировоззрение, несущее в себе элементы каждой из вышеуказанной форм мышления. Эти элементы составлены из проблем внутреннего мира человека, ценностей, исходя из которых, складывалась космополитическая, общечеловеческая тенденция развития. Вундт подчеркивал, что у неоплатоников основной тенденцией развития была не философия, а религия. Представления об эманации, воплощая в себе внутреннее озарение, со временем превращаются в проявление религиозной потребности [1, с.121].

Общий вывод, к которому можно прийти по итогам анализа различных идей и мнений, таков, что противоречия между Западом и Востоком связаны на Востоке, прежде всего, с попыткой заморозить понятие критерия истины относительно изменений, и на Западе - стремление поиска критериев изменений в Абсолютной истине, придя в конце концов к отказу от понятия вечности. Если древний Восток можно охарактеризовать как формирование и развития государства как социального института, то культуры древней Греции и Рима, в отличие от монументальности Востока, продолжали партикулярную традицию. В средние века религия вновь взяла на себя миссию социального института и духовной культуры; в то же время наука, начиная с эпохи Возрождения, приобщаясь к утилитарному духу, стала способствовать его усилению. В целом соотношение в истории западного и восточного влияний и подходов можно сравнить с соотношением целого и части, которые в своих взаимоотношениях никак не могут прийти к среднему знаменателю.

Библиографический список

Вундт Вильгельм. Введение в философию. Под ред. А.Л.Субботина. М. «Че Ро», «Добросвет», 2001. 256 с.

Т.В.Панфилова. Проблема смысла истории // «Вопросы философии», 2006, №12, с.11-23

Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. - М. Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива»,1992. 528 с.

Леопольд фон Ранке. Объ эпохахъ новой истории. Лекции,читанныя баварскому королю Максимилиану II (в 1854 г.). Пер. И.И.Шитца. М. Типография И.А.Баландина, Волхонка, домъ Михалкова.1898. 192 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М. Политиздат, 1991. 527 с.

Савельева И. М. Полетаев А. В. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен // Диалог со временем, Вып. 18. – М. URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. 399 с.

Философия для бакалавров. Лекции - полный курс

Категория: Философия | Просмотров: 48 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar