MENU
Главная » 2017 » Июль » 29 » Проблема происхождения человека споры эволюционизма и креационизма - Философия Петрушенко В
20:00
Проблема происхождения человека споры эволюционизма и креационизма - Философия Петрушенко В

Проблема происхождения человека: споры эволюционизма и креационизма

Человек давно поняла свою уникальность и через это воспринимала саму себя не иначе, как через чем вызвано возникновение, пришествие в этот мир. Сегодня мы знаем и о мире, и о человеке намного больше, чем в предыдущие времена и эпохи, но вопрос о происхождении человека остается спорным и непостижимым.

Дело в том, что наука подтверждает как уникальность человека, так

Кроме указанных в схеме существует еще один вариант объяснения происхождения человека, и он на первый взгляд довольно странный - это попытка доказать, что человек вообще никогда не возникала, она существует в космосе столько, сколько существует и этот последний. Но эта версия, безусловно, заслуживает обдумывания, пока что не имеет надежды подтверждений фактами. При всех их различиях имеющиеся версии происхождения человека тяготеют или к эволюционизма или креационизма с теми или иными нюансами. Итак, обозначим сущность основных концепций происхождения человека.

Инопланетная версия — мало чего объясняет как в человеке, так и в ее происхождении, поскольку отодвигает вопрос о корнях человека в неопределенную даль: мол, где и когда сформировались разумные существа, а потом они колонизировали Вселенную. В лучшем случае, приняв эту версию, мы можем надеяться на то, что наши "инопланетные родители" в каких-то фатальных для человечества ситуациях придут нам на помощь. Но, похоже на то, что история не дает нам оснований для таких надежд.

Итак, версия инопланетного происхождения человека почти ничего не добавляет нам к пониманию и решению ситуации нашего бытия.

Версия действия антропного принципа во Вселенной - может быть передана следующим образом: "Жизнь — это не случайная вспышка в природе, а космический феномен; разум и материя возникли на общей основе, они являются лишь различными аспектами единой реальности. В мире все задумано так, чтобы смогла появиться человек. Она предстает необходимым и существенным дополнением природы. Поскольку есть человек, то Вселенная обладает теми свойствами, которыми он обладает" (В.Д.Губин, Е.Н.Некрасова. Философская антропология. - М; СПб. 2000. - С.17). Сущность данного принципа заключается в принципиальном отказе признать человека случайным явлением общего мирового процесса: все в космосе, в его составляющих, структуре, соотношениях ориентировано на человека; человек и Вселенная представляют собой нечто изначально и органически единое. Следует сказать, что антропный принцип имеет неплохое естественно-научное подкрепление, однако, как и в любых других вопросах, результаты научных исследований предстают неполными и незавершенными. А это значит, что принятие этого принципа предполагает определенное внутреннее убеждение в его оправданности, внутреннее ощущение его истинности.

Кроме того, принятие антропного принципа самого по себе еще не проясняет ситуацию человеческого пребывания в мире: пусть человек существует в этом мире неслучайно, но почему она в нем существует? Какой смысл такого существования? Каким может быть в таком случае человеческое предназначение? На эти вопросы в содержании антропного принципа не существует оправданного ответа, однако не вызывает сомнения, по нему следует относиться серьезно.

Концепция происхождения человека вследствие какой-то роковой ошибки в ходе природных процессов базируется, скорее всего, на психологическом чувстве неудовлетворения человеком, его действиями и результатами таких действий.

Конкретные аргументы в пользу такой концепции является достаточно разнообразными: так, Ф. Ницше считал, что человек от природы не обладает надежными средствами для жизни, а поэтому она создает такие средства искусственно, через что отдаляется от природы и даже противостоит ей.

Довольно часто выдвигаются аргументы плохой биологической приспособленности человека к жизни, его непригодности к жизненным действий длительное время после рождения. Что можно сказать относительно этих соображений?

Во-первых, то, что на самом деле человек достаточно неплохо приспособлена к чисто биологического выживания, и об этом свидетельствуют примеры из жизни некоторых отсталых человеческих общностей (в районе островов Океании и др.).

Во-вторых, отсутствие у человека от рождения готовых навыков человеческой деятельности в свете уже рассмотренных аспектов человеческой неспеціалізованості, универсальности и свободы следует рассматривать как важный позитивный фактор человеческого бытия, а не наоборот.

в-третьих, важнейшая недостаток рассмотренных взглядов заключается в том, что они акцентируют внимание на том, почему человек не является обычным животным, однако не могут почти ничего сказать на тот счет, что именно и как делает человека человеком. Ведь отклонение от генеральной линии эволюции вовсе не обязательно должны приводить к шедеврам Возрождения, впечатляющих примеров человеческой любви и самопожертвования.

Эволюционная теория имеет довольно много фактических проявлений ради того, чтобы ее презирать; наука доказывает, что эволюционировали и эволюционируют и растительный мир, и мир животных. Для удостоверения реальности эволюционных процессов совершенно не обязательно обращаться к археологии, ведь определенные факты эволюционных изменений наблюдаются и сейчас; в частности, ярким свидетельством эволюции предстают результаты мутаций, исчезновение некоторых видов животных и растений, наконец, результаты селекционной деятельности человека. На пользу эволюции свидетельствуют и изменения, происходящие в человеческом обществе на протяжении известных исторических эпох. В то же время эволюционная теория не способна дать удовлетворительных ответов на целый ряд важных вопросов.

Если эволюцией форм жизни двигают борьба за выживание и приспособление к условиям среды, то почему этот процесс происходил именно в направлении к человеку, ведь существуют формы жизни, значительно лучше приспособлены к выживанию, чем человек и чем известные нам сложные виды живых существ?

В мире живых организмов действует закон соответствия органов и функций, который почему-то уже не действует в человеке, так же, как не действует с однозначной императивностью ее генетическая программа.

3 позиции современной генетики ход эволюции должен кем-то и как-то направляться. Современная генетика, дешифрувавши генетический код человека (это произошло летом 2000 г.), однозначно утверждает, что такая сложная информационная структура ни в коем случае не могла возникнуть случайно или в результате какого стихийного процесса.

Теория эволюции, особенно в ее' дарвиновском (упрощенном) варианте не соответствует современным знаниям о жизни и человеке. Следует сказать, что это не означает автоматического отвержения данной теории; в наше время существуют довольно сложные теории эволюции (симбиотическая, интегральная), как подают эволюционный процесс значительно сложнее, с учетом современных данных различных наук. все же. на основное для философской антропологии вопрос: каковы самые первые корни человека, в чем заключается необходимость и оправданность ее пребывания в этом мире, — эти теории также не дают надежной ответа.

Особым вариантом теории эволюции можно считать энергично поддержанную и развитую марксизмом концепцию трудового происхождения человека, согласно которой естественный процесс подводит человека да такого предела, от которой она начинает жить и действовать не за счет инстинктов и генетических программ, аза счет перехода к изготовлению и использованию орудий труда. Такое изготовление изменяет человеческий организм, превращая, например, звериную лапу на человеческую руку В дальнейшем прогресс человека и общества определяется, с одной стороны, развитием искусственных средств человеческой жизнедеятельности, а, с другой стороны, человеческими интеллектуальными достижениями и изобретениями. Трупова теория довольно активно используется современной археологией, поскольку именно наличие искусственных орудий труда рассматривается здесь как одна из решающих признаков приближения определенных существ до человека. Однако, как уже было отмечено, современная генетика не предполагает возможность изменений в организме через тренировки; с другой стороны, трудовая теория не объясняет необходимости в человеческом присутствии в мире (Ф.Энгельс в свое время писал, что с той же неизбежностью, с какой сознательную жизнь будет уничтожено на Земле, оно возникнет на каких других планетах есть разумная жизнь похоже на мох или вирусы). Более того, она выносит эту необходимость за пределы человека, поскольку по этой теории выходит, что человек лишь находит готовым в природе все то, что обуславливает ее историю, ее развитие.

Креационизм - наоборот, сосредоточивает внимание на решении именно таких вопросов. В основе креационизма лежит уверенность в том, что человеческие характеристики не логично и причинно вывести из процессов жизни или их условий и обстоятельств: в человеке есть нечто принципиальное выше и кардинально отличное от обозначенного. С позиции креационизма человеческий разум, человеческую личность, способность любить, страдать, сочувствовать, радоваться красоте никак нельзя свести к свойствам материальных или биологических процессов. Человек создан - в распространенном варианте Богом, в других - первыми и высшими силами бытия, мировым разумом или мировым духом. Именно созиданием можно объяснить человеческие чувства, разумность, личность; поскольку Бог - это всетотальна индивидуальность, личность, постольку именно он вкладывает эти качества в человеке.

Проблема происхождения человека споры эволюционизма и креационизма - Философия Петрушенко В

В человеке есть элемент духовной тотальности, однако он дан через ограничения пространства и времени; именно поэтому человек эволюционирует, приобретая опыт самовипробовування и сознательного движения к единению со своей сакральной причиной. Поскольку человек создан от избытка любви и добра, то ее назначение — находиться в общении, диалоге с Богом, черпая от Него самые высокие чувства единства с полнотой бытия, с высшей красотой и гармонией бытия, чувство любви и свободы.

Итак, согласно креационизму, ситуация человека - это ситуация экзистенциального выбора, испытания и отстаивания права на приобщение к высшему и священному.

Проблема происхождения человека споры эволюционизма и креационизма - Философия Петрушенко В

Как видим, концепция креационизма во многом является хорошо продуманной и привлекательной. Она в целом неплохо согласуется с историческим опытом человечества. Однако она не имеет фактических подтверждений: ее сторонники считают, что основное свидетельство в пользу данной позиции следует искать в глубинах своего сердца и чувства. Концепция креационизма не согласуется также с данными современных геологии и археологии, она никак не интерпретирует сведения об неоднократные катастрофы на Земле, приводившие к радикальным изменениям в фауне и флоре; ее сторонникам также трудно объяснить, как согласуется священная любовь Бога к человеку с многочисленными человеческими жертвами во время природных катастроф, войн, эпидемий и проч.

Наличие конкурирующих подходов к объяснению происхождения человека стимулирует ситуацию интеллектуального поиска, тщательного отбора и проверки аргументации. С позиции же содержания скорее всего возникает потребность в определенном синтезе эволюционизма и креационизма, то есть в принятии позиции, согласно которой человек предстает органичной составляющей обще-космического процесса, однако же этот процесс следует понимать и рассматривать, как реализацию тотальных, фундаментальных потенций бытия, космоса.

В человеке и истории находят свое проявление самые первые, духовные по сути и материальные по формам проявления потенции и свойства бытия. Человек предстает не просто выявлением, а, так сказать, авангардом мирового процесса, поэтому ее первейшая жизненная задача заключается в саморазвитии и самореализации всех возможностей, которые открываются перед ней как возможности дальнейшего обогащения содержания своей деятельности.

Критика дарвинизма - проф.Виктор Тростников

Категория: Философия | Просмотров: 43 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar