MENU
Главная » 2017 » Февраль » 23 » Комплексное исследование «Школьной зрелости» современных детей
13:08
Комплексное исследование «Школьной зрелости» современных детей

Аннотация

Проведено комплексное исследование познавательных функций и « школьной зрелости » детей 6-7 лет в условиях г. Тюмени. Особое внимание уделено оценке количественных и качественных показателей умственной работоспособности интегрального показателя функциональных возможностей детского организма. Установлено, что количественные показатели работоспособности девочек выше по сравнению с мальчиками, что связано с более ранним морфофункциональным созреванием мозговых структур, отвечающих за формирование познавательных функций. Среди обследованных детей лишь у 10% показатели « школьной зрелости » соответствовали высокому уровню. Адаптация к обучению сопровождалась напряжением физиологических функций, поэтому авторы обращают внимание на проблему, связанную с началом обучения детей с 6 лет, так как у них отмечены самые низкие показатели « школьной зрелости », особенно среди мальчиков, которые быстрее и больше утомляются, а необходимые результаты достигаются при более высокой физиологической «цене», что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 03.00.00, author — Bakieva Nailya Zagitovna, Grebneva Nadezhda Nikolaevna

Комплексное исследование «Школьной зрелости» современных детей

Похожие темы

Текст

Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 6. Медико-биологические науки. 157-164

адаптивные свойства человека и животных

© Н.З. БАКИЕВА, н.н. ГРЕБНЕВА

Тюменский государственный университет nailya-bakieva@yandex.ru

УДК 159.922.7

комплексное исследование «школьной зрелости» современных детей

Комплексное исследование «Школьной зрелости» современных детей

A COMPLEX RESEARCH OF MODERN CHILDREN S

«school maturity»

АННОТАЦИЯ. Проведено комплексное исследование познавательных функций и «школьной зрелости» детей 6-7лет в условиях г. Тюмени. Особое внимание уделено оценке количественных и качественных показателей умственной работоспособности — интегрального показателя функциональных возможностей детского организма. Установлено, что количественные показатели работоспособности девочек выше по сравнению с мальчиками, что связано с более ранним морфофункциональным созреванием мозговых структур, отвечающих за формирование познавательных функций. Среди обследованных детей лишь у 10% показатели «школьной зрелости» соответствовали высокому уровню. Адаптация к обучению сопровождалась напряжением физиологических функций, поэтому авторы обращают внимание на проблему, связанную с началом обучения детей с 6 лет, так как у них отмечены самые низкие показатели «школьной зрелости», особенно среди мальчиков, которые быстрее и больше утомляются, а необходимые результаты достигаются при более высокой физиологической «цене», что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

SUMMARY. The article draws on a complex research of cognitive functions and readiness for school (“school maturity”) among 6-7-year old children, which has been conducted in Tyumen. Special attention is paid to the estimation of quantitative and qualitative indicators of intellectual working capacity as an integral indicator of functionality of children’s organism. It has been proved that quantitative indicators of girls’ working capacity are higher in comparison with boys’ working capacity, which is connected with their earlier morphological and functional brain structure maturity, which is responsible for the formation of cognitive functions. Among the surveyed 6-7-year old children only 10% demonstrate a high level of school readiness. School adaptation is accompanied by stress of physiological functions; therefore, school enrollment of 6-year-olds deserves special attention since they have the lowest indicators of “school maturity”, especially boys, who get tired sooner and more, and achieve satisfactory academic performance at a higher physiological “price”, which has a negative impact on their health.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. «Школьная зрелость», умственная работоспособность, физическая работоспособность.

KEYWORDS. «School maturity», intellectual working capacity, physical working capacity.

Актуальность исследования. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в возрастном промежутке между 6 и 7 годами происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. Качественные возрастные перестройки в функционировании мозга ребенка в этом возрасте характеризуются индивидуальными различиями в темпах созревания коры и регуляторных систем, которые оказывают влияние на формирование школьнозначимых функций и успешность обучения [1]. К началу школьного обучения перестройка еще не закончена и в последующие годы продолжается активное физиологическое развитие [2]. Предшкольный возраст традиционно выделяется как переходный, критический период. С одной стороны, по возрасту организм ребенка в 6-7 лет готов к школьному обучению, с другой — он отличается особой чувствительностью к чрезмерному умственному и физическому напряжению, что отрицательно сказывается на его здоровье [3], [4].

Цель исследования: комплексная оценка сформированности когнитивных функций и «школьной зрелости» современных детей.

Методы исследования. В дошкольных учреждениях г. Тюмени было обследовано 183 ребенка, среди которых выделены 3 группы с учетом полугодовых возрастных интервалов и половой принадлежности: 6, 6,5 и 7 лет. Исследовали показатели физической работоспособности с помощью пробы Руфье-Диксона, показатели умственной работоспособности (УР) как основного критерия при оценке влияния учебной нагрузки на сопротивляемость организма ребенка утомлению. При этом использовали дозирование умственной работы во времени с помощью фигурных таблиц. О силе нервных процессов судили по данным теппинг-теста; о «школьной зрелости» — по данным теста Керна-Йирасека. Психоэмоциональное состояние ребенка определяли с помощью образовательнодиагностической компьютерной программы «Комфорт», с расчетом суммарного отклонения от аутогенной нормы и вегетативного коэффициента (тест М. Лю-шера в модификации Л.Н. Собчика). Определялись: объем кратковременной памяти (тест Векслера в модификации А.Ю. Панасюка), продуктивность запоминания (тест А.Р. Лурия), уровень развития мышления (тест Л.А. Венгера). Полученные данные обработаны с помощью пакета прикладных программ STA-TISTICA 8.0. Различия средних значений считались достоверными при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Для начала школьного обучения важную роль играет оценка степени сформированности школьно-значимых функций, в т.ч. развития речи. По данным литературы девочки превосходят мальчиков по уровню сформированности всех компонентов экспрессивной речи, соответственно, у девочек передние структуры левого полушария головного мозга формируются более быстрыми темпами, чем у их сверстников, что обеспечивает им более успешное овладение синтагматическими связями языка [5]. По результатам проведенного исследования среди обследованных детей 6-7 лет отмечены высокие показатели недоразвития речи. Их общее количество составило 63%, при этом среди мальчиков — в 37%, а среди девочек — в 26% случаев. Девочки, как правило, обладают более высоким потенциалом к преодолению

или частичной компенсации проблем в речевом развитии, что обусловлено более ранней морфофункциональной зрелостью организма, в т.ч. мозговых структур.

Исследование степени сформированности школьно-значимых функций выявило рост показателей физической и умственной работоспособности, которые адекватно отражают состояние ЦНС детей, их готовность к физическим и умственным нагрузкам. Анализ уровня физической работоспособности по величине индекса Руфье-Диксона после нагрузочной пробы выявил тенденцию его повышения, как у девочек, так и у мальчиков. При этом более высокими значения индекса были у мальчиков по сравнению с девочками, разница достоверна для возраста 6,5 лет (р<0,01). Сравнительный анализ возрастной динамики выявил снижение величин индекса у обследованных детей во всех возрастных группах, среди девочек в период с 6 до 6,5 лет, среди мальчиков в период с 6,5 до 7 лет (р<0,05), что указывает на рост физической работоспособности у девочек раньше, чем у мальчиков.

Анализ возрастной динамики показал, что УР у детей 7 лет выше по сравнению с 6-летними (р<0,001), при этом увеличены средние значения коэффициента продуктивности деятельности ^) и количественных показателей. Однако в то же время отмечено возрастное снижение качественных показателей работоспособности (р<0,05). Сравнительный анализ данных показал, что значения коэффициента продуктивности УР ^) во всех возрастных группах у девочек были выше (р<0,001) по сравнению с мальчиками (табл. 1).

Таблица 1

Показатели умственной работоспособности детей 6-7 лет (М±т)

возраст Пол (п) Количественный показатель Качественный показатель д

6 лет Д 21 41,20±2,76х 1,41±0,64 4,31±0,35

М 25 31,75±3,65 5,43±3,83 3,31±0,49

6,5 лет Д 18 63,00±1,87 0,50±0,35 6,21±0,79

М 21 59,00±2,16 0,89±0,62 5,12±0,77

Комплексное исследование «Школьной зрелости» современных детей

7 лет Д 20 *** (1;5) 83,20±2,42хх *(1;5) 0,00±0,00х 8,07±0,77***(1Я

М 23 73,30±1,66***(26) 2,22±0,98 7,34±0,64***(26)

Примечание: * — достоверность различий по возрасту при р<0,05; *** — при р<0,001;х — достоверность различий по полу при р<0,05,хх — при р<0,01; Q — коэффициент продуктивности умственной работоспособности; в скобках — номера сравниваемых групп.

По мнению Т.М. Параничевой, показатели УР детей зависят от силы и подвижности нервных процессов [6]. Наше обследование выявило, что слабый тип нервной системы был отмечен у 66% мальчиков и 57% девочек 6 лет. У 17% мальчиков и 29% девочек отмечен максимальный темп деятельности, что свидетельствует о преобладании сильного типа нервной системы. В 7 лет соотношение изменилось — 75% мальчиков продемонстрировали характер кривой темпа деятельности по типу слабой нервной системы, в то время как у значительной части девочек в этом возрасте (50%) темп деятельности был представлен кривой по типу сильной нервной системы, что согласуется с полученными величинами качественного показателя УР (рис. 1).

Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга.

Категория: НАУКА | Просмотров: 118 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar