MENU
Главная » 2016 » Декабрь » 31 » Художественный мир как категория социологии искусства
20:26
Художественный мир как категория социологии искусства

Аннотация

В статье понятие « художественный мир » представлено как категория социологии искусства . интегральный характер которой позволяет объединить в систему такие понятия, как « искусство », « художественная культура » и « художественная жизнь ». Системообразующим фактором выступают социальные функции искусства . Основными блоками-компонентами художественной культуры как системы социальных институтов и процессами художественной жизни выступают: художественное познание . художественное производство . художественная критика . художественная коммуникация и художественное потребление .

Abstract 2015 year, VAK speciality — 22.00.00, author — Glotov Mihail Borisovich

Текст

научной работы на тему "Художественный мир как категория социологии искусства". Научная статья по специальности "Социология"

РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316.74:7

Художественный мир как категория социологии искусства

М. Б. Глотов

Художественный мир как категория социологии искусства

В статье понятие «художественный мир» представлено как категория социологии искусства, интегральный характер которой позволяет объединить в систему такие понятия, как «искусство», «художественная культура» и «художественная жизнь». Системообразующим фактором выступают социальные функции искусства. Основными блоками-компонентами художественной культуры как системы социальных институтов и процессами художественной жизни выступают: художественное познание, художественное производство, художественная критика, художественная коммуникация и художественное потребление.

Ключевые слова: художественный мир, искусство, художественная культура, художественная жизнь, социальные функции искусства, художественное познание, художественное производство, художественная критика, художественная коммуникация и художественное потребление

Michail B. Glotov

Art world as a category of sociology of art

In this article the term «art world» is represented as a category of art sociology, integral character which allows you to combine in such concepts as «art», «artistic culture» and «artistic life». The main integral factors are social functions of art. The basic building blocks-components of artistic culture as a system of social institutions and processes of artistic life are: artistic perception, artistic production, art criticism, art communication and artistic consumption.

Keywords: art world, art, art culture, artistic life, the social functions of art, artistic knowledge, artistic production, art criticism, art communication and artistic consumption

Понятие «мир» в обычном сознании противопоставляется понятию «война». В естественных науках можно встретить, например, словосочетание «звездный мир», «мир природы», «животный мир», а в общественных - «население мира», «античный мир», «мировая война», «духовный мир» и т. п. В культурологии, эстетике, искусствознании встречаются понятия «мировая культура» и «мир искусства». В социологии культуры и социологии искусства, несмотря на мою попытку в конце 1990-х годов ввести это понятие в научный лексикон1, по-прежнему вместо него употребляются понятия «художественная жизнь» и «художественная культура», появившиеся еще в 1970-е годы.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

В общетеоретическом анализе художественный мир может быть представлен онтологически, морфологически и исторически. Онтологический аспект исследования художественного мира предполагает выявление его строения, морфологический - изучение всего многообразия видов, родов и жанров искусства, исторический - рассмотрение этапов и периодов развития художественного мира. Анализируя социальное бытие художественного мира, следует различать две его стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешне художественный мир - это актуальная художественная действительность, которая уже освоена или которую предстоит освоить. Внутренне художественный мир - это то, что именуют миром искусства, который созидается и потребляется.

Современная социология культуры и социология искусства оставила без внимания методологическую важность понятия «художественный мир» и интегральный характер этой категории. Нам представляется, что использование категории «художественный мир» открывает возможность решить те спорные вопросы, которые вызваны различными толкованиями соотношения понятий «искусство», «художественная культура», «художественная жизнь». Введение в социологию искусства категории «художественный мир» позволит понять, что понятия «искусство», «художественная культура» и «художественная жизнь» неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя собой стороны единого социального феномена, имя которому - художественный мир.

Социологический подход к анализу категории «художественный мир», нам видится, во-первых, в признании выдвинутого еще О. Контом принципа рассмотрения социальных явлений в их статике и динамике. Для обозначения бытия художественного мира в статике, на наш взгляд, целесообразно использовать категорию «художественная культура», а для обозначения его динамики - «художественная жизнь». С точки зрения системного подхода, в художественном мире можно выделить три основные подсистемы: художественную культуру, художественную жизнь и искусство. Последнее выступает системообразующим фактором всех явлений и процессов художественного мира. В отличие от эстетического и искусствоведческого подходов социологию искусства, прежде всего, интересует проявление социальных функций искусства.

С точки зрения социологии, искусство призвано удовлетворять определенные потребности общества, а, более конкретно, определенных социальных общностей посредством реализации присущих искусству социальных функций. К настоящему времени исследователи социальных функций искусства предложили более 50-ти их наименований. Для социологии искусства интерес представляют те социальные функции, которые, с одной стороны, отражают специфику искусства, а с другой - его способность удовлетворять наиболее важные социальные потребности. Используя, предложенную в свое время М. С. Каганом модель структуры искусства2, на основании принципа изоморфизма в качестве основных социальных функций искусства представляется целесообразным признать следующие: созидательную, познава-

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

тельную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и гедонистическую. Данные социальные функции, с одной стороны, отражают главные компоненты строения самого искусства, а с другой - основные направления его общественного предназначения. Особое место среди этих функций искусства принадлежит гедонистической функции. Именно она, интегрируя остальные социальные функции, придает произведениям искусства специфическое предназначение, без которого созданные человеком произведения не были бы художественными и не могли бы осуществлять свое общественное предназначение.

Осуществление искусством своего общественного предназначения предполагает организацию и регулирование процессов его функционирования в обществе. Реализовать функционирование искусства в обществе призвана художественная культура как система социальных институтов. Основными блоками-компонентами системы художественной культуры в соответствии с основными социальными функциями искусства выступают: художественное производство, художественное познание, художественная критика, художественная коммуникация и художественное потребление3.

Так как художественная культура общества призвана организовывать и регулировать процессы функционирования искусства в обществе, то и структура художественной жизни должна быть изоморфна ее строению. Основное различие структуры художественной жизни общества состоит в том, что ее элементами являются не институты, а процессы художественного производства, художественного познания, художественной критики, художественной коммуникации и художественного потребления. Функционирование искусства и институтов художественной культуры, так же как и процессы художественной жизни, а следовательно, и художественного мира в целом происходят в конкретно-исторических условиях.

Художественный мир как категория социологии искусства

При социологическом анализе художественного мира имеет смысл различать в его строении, с одной стороны, художественную культуру общества, социальных общностей, а с другой - соответственно, их художественную жизнь. В отечественной социологии искусства принято разграничивать понятия «художественная культура общества» и «художественная культура личности». При этом художественная культура общества рассматривается с позиции институционального подхода, а художественная культура личности - психологического. Что касается понятия «художественная культура социальной общности» то его социологи искусства и эстетики, к сожалению, не употребляют. Хотя с введением понятия «субкультура», в содержание которого включаются и художественные ценности той или иной социальной группы, открывается возможность для использования понятия «художественная культура социальной общности». Понятие «художественная жизнь» в современной отечественной социологии искусства применяется только по отношению к обществу. Использование понятия «художественная жизнь» применительно к социальной общности в социологии искусства отсутствует.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Предлагаемая методология анализа художественной культуры и художественной жизни общества может быть использованы при исследовании художественного мира различных социальных общностей. При этом, рассматривая художественный мир той или иной социальной общности, целесообразно различать две их стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона художественного мира социальной общности - это та реальная окружающая людей художественная действительность в конкретную историческую эпоху, которую они освоили, осваивают или которую им предстоит освоить. Внешнюю сторону художественного мира той или иной социальной общности обозначим как их актуальный художественный мир. Именно он служит основой формирования и развития внутренней стороны художественного мира социальных общностей. Социолог искусства, изучающий художественный мир определенной социальной общности, должен исследовать воздействие на нее художественной культуры и художественной жизни общества в конкретных исторических условиях.

Художественный мир как категория социологии искусства

Внутренняя сторона художественного мира социальных общностей - это единство их художественного потенциала и художественной деятельности (поведения). Внутреннюю сторону художественного мира той или иной социальной общности обозначим как ее потенциальный художественный мир. Благодаря его наличию и в зависимости от его содержания возможно освоение актуального художественного мира общества и художественное развитие конкретной социальной общности. Единство компонентов строения потенциального художественного мира социальных общностей обеспечивается совокупностью художественных потребностей, которые выступают в качестве структурообразующего фактора. В системе потенциального художественного мира социальной общности выражением его статики служит художественный потенциал, а его динамики - художественная деятельность (поведение). Потенциальный художественный мир формируется посредством освоения актуальной художественной культуры и художественной жизни общества, участия в процессах потребления и созидания художественных ценностей. Специфика художественной художественного мира социальной общности определяется не только элементным составом его строения, а и содержанием и особенностями самой социальной общности.

Примечания

1 См. Глотов М. Б. Художественный мир как объект социологии искусства // Исследования политики и культуры современной России. СПб. 1997; Глотов М. Б. Художественный мир российского студенчества. СПб. 1998; Глотов М. Б. Границы предмета социологии искусства // Социол. исслед. 1999. № 1.

2 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е. изд. Л. Изд-во ЛГУ, 1973. С. 297-351.

3 См. Глотов М. Б. Художественная культура как система социальных институтов: автореф. канд. филос. наук: 09.00.04. Л. 1974.

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Презентация книги Терри Смита «Осмысляя современное кураторство»

Категория: ИНСТИТУТ | Просмотров: 105 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar