MENU
Главная » 2017 » Июнь » 30 » Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста
13:11
Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация

Проведено популяционное исследование физического развития и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в разных регионах России. Выявлена годовая динамика антропометрических показателей детей (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) в разных регионах России. Установлено, что разные климатические условия проживания и социокультурные факторы не оказывают существенного влияния на антропометрические показатели, скорость роста детей в период полуростового скачка. Выявленные изменения соответствуют возрастным закономерностям физического развития на этом этапе онтогенеза, но следует отметить большой разброс индивидуальных показателей роста у девочек, массы тела и у мальчиков, и у девочек. Анализ состояния здоровья этих детей показал, что только 14,7 % детей на рубеже дошкольного и школьного детства составляют 1 группу здоровья и не имеют ни функциональных, ни хронических заболеваний.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 14.00.00, author — Filippova T. A. Verba A. S.

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста". Научная статья по специальности "Медицина и здравоохранение"

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА РУБЕЖЕ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А. Филиппова1, А. С. Верба ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва

Проведено популяционное исследование физического развития и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в разных регионах России. Выявлена годовая динамика антропометрических показателей детей (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) в разных регионах России. Установлено, что разные климатические условия проживания и социокультурные факторы не оказывают существенного влияния на антропометрические показатели, скорость роста детей в период полуростового скачка. Выявленные изменения соответствуют возрастным закономерностям физического развития на этом этапе онтогенеза, но следует отметить большой разброс индивидуальных показателей роста у девочек, массы тела и у мальчиков, и у девочек. Анализ состояния здоровья этих детей показал, что только 14,7 % детей на рубеже дошкольного и школьного детства составляют 1 группу здоровья и не имеют ни функциональных, ни хронических заболеваний.

Ключевые слова: рост, физическое развитие, старший дошкольный возраст, группы здоровья, экзогенные факторы.

Health and physical development of children at the turn of preschool and early school age. There was held the study of health and physical development of preschool children in different regions of Russia. The study conducted in different regions of Russia on 1175 children (614 boys and 561 girls) at the turn of preschool and early school age (6-7 years old) showed annual dynamics of anthropometric indices in children. It was found out that different living conditions and socio-cultural factors have no significant effect on anthropometric indices, the growth rate of children during so called growth spurt. The identified changes are consistent with the age peculiarities of physical development at this stage, but there should be noted a large range of individual growth rates in girls, and body weight in boys and girls. Health analysis of these children showed that only 14.7 % of children at the turn of preschool and school age have the first health group, have no functional or chronic diseases.

Keywords: physical development, length of the body, health status, preschool age, exogenous factors

Физическое развитие подчиняется общебиологическим закономерностям и является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма. Основным показателем физического развития является длина тела. Интенсивность роста и развития ребенка, а также окончательные размеры тела определяются видоспе-цифической и индивидуальной генетической программой онтогенеза, влияние на которую оказывают и экзогенные факторы - социально-экономические и гигие-

Контакты: 1 Филиппова Т.А. - E-mail: <tafmoscow@yandex.ru >

нические условия жизни оказывают выраженное влияние [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 22, 37, 42, 44, 47, 48, 50].

С физическим развитием (размерами и формой тела, а также их соответствием возрастной норме) тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. По мнению большинства исследователей, физическое развитие ребенка условно можно разделить на 4 фазы: первая фаза длится на протяжении первых двух лет, когда в течение первого года жизни рост ребенка очень интенсивно увеличивается на 20 - 30 см. К 2 -летнему возрасту рост ребенка составляет примерно около половины длины тела взрослого человека. В дальнейшем вплоть до начала периода полового созревания ежегодная прибавка роста составляет 5 -7,5 см [25, 29, 30, 32, 33, 41, 45]. Этот период условно считается второй фазой. Третьей фазой является период интенсивного роста, так называемый «препубер-татный скачок роста», в течение которого прибавка роста составляет 10 - 15 см за год. Четвертая фаза - фаза прекращения роста.

Существует и другая периодизация детства, предложенная Штратцем в начале 20 века: 1) Период первой «полноты» или первого «округления» (turgor primus): с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела над длиной. 2) Первый период «вытягивания» (proceritas prima): c 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой. 3) Период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го по 10-й годы жизни. 4) Период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет. 5) Период очень медленного роста: с 15 до 18-20 лет [ Цит. по 12].

Подходы в этих вариантах периодизации по существу аналогичны, но в последней, возрастной диапазон от 5 до 10 лет условно разделен на 2 периода, что представляется более адекватным реальным процессам роста, т.к. с 5 до 7 лет происходит полуростовой скачок с преобладанием ростовых процессов, а с 8 до 10 лет преобладают процессы дифференциации. Классификация, предложенная Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР в 1965 г. предусматривает такие периоды, как раннее детство с 1 до 3 лет, первое детство с 4 до 7 лет, второе детство с 8 до 11 лет у девочек и с 8 до 12-13 лет у мальчиков, далее подростковый, юношеский, зрелый, пожилой и старческий возраста [38].

В первые пять лет жизни ребенка наибольший эффект на ростовые процессы (стимуляцию остеогенеза и созревание скелета) оказывают тиреоидные гормоны. В дальнейшем роль тироксина сводится к участию в синтезе соматомединов, влияющих на чувствительность рецепторов к соматотропному гормону (гормону роста) [38].

Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста

Характеристика физического развития ребенка на каждом этапе онтогенеза включает три составляющих: уровень физического развития, который определяют на основании абсолютных величин размеров тела; соматический тип - соотношение трех основных размеров тела, приблизительно отражающих развитие сомы -скелета, мускулатуры и жироотложения; интенсивность нарастания тотальных размеров тела [9, 10, 32]. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют о некотором неблагополучии в состоянии здоровья. Ряд авторов отмечает замедление наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже о процессе децелерации [4, 23, 24, 45].

Период старшего дошкольного возраста является периодом «полуростового скачка», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого. Следует отметить, что в этот период рост происходит преимуществен-

Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста

но за счет удлинения конечностей, что обусловлено ростом длинных трубчатых костей [32].

Исследования, проведенные в последние 20 лет в дошкольных образовательных учреждениях, свидетельствуют о том, что количество детей паспортный и биологический возраст которых совпадает, уменьшилось с 85% до 56 %. Это совпадает с данными, полученными нами в 14 регионах России, в результате популя-ционного мониторинга, проведенного нами в 2006-2012 годах. Следовательно, количество детей, биологический возраст которых отстает от календарного (паспортного) увеличилось с 7% до 27 %. [23, 24]

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие дошкольники 6 - 7 лет (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие в разных регионах России: Республике Бурятии, Ямало-Ненецком автономном округе, Иркутской области и городе Москве.

Антропометрические данные и данные состояния здоровья были получены при выкопировке медицинских карт, без учета личных данных детей (анонимно).

Анализ полученных данных проводился с помощью методов статистической обработки SPSS 19.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты показателей физического развития дошкольников 6 и 7 лет, полученные нами при проведении популяционного исследования, сравнивались с данными, полученными в 2003 г. при обследовании 25 000 детей, проживающих в северо-западном федеральном округе [41] и данными 1996-1997 гг. [34]. В литературе много данных об исследованиях, проведенных в последней четверти 20 века, что дало возможность сравнить физическое развитие современных дошкольников с ровесниками конца прошлого - начала нового века. Такой сравнительный анализ представляется актуальным, т.к. в обществе и среди родителей, и среди педагогов преобладает мнение о продолжающемся процессе акселерации и более раннем созревании детей, в первую очередь когнитивном. Вместе с тем известно, что когнитивное и физическое развитие взаимосвязаны. Важно было получить статистически достоверные данные детей, начинающих систематическое обучение в школе, проживающих в разных регионах России. Показатели длины тела представлены в Таблице 1, массы тела - в Таблице 2, где данные 2013 г. (данные настоящего исследования), 2003 г. [41], 1996 - 1997 [34].

Длина тела обследованных детей 6-ти лет не отличается от средних значений, полученных в 1996 и 2003 годах. Но необходимо отметить значительный разброс значений минимального и максимального роста обследованных детей, который составляет 30 см у мальчиков и 44 см у девочек, по сравнению с данными 1996 и 2003 гг. (рис. 1) [41]. Средние значения длины тела 7-ми летних мальчиков и девочек меньше, чем их ровесников 10 лет назад и в конце прошлого века.

Таблица 1

Длина тела мальчиков и девочек 6 и 7 лет

Возраст, лет Год Длина тела, см

исследования М ± т б т1п тах

м а л ь ч и к и

Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста

6,0 лет (2013 г.) 117,44 ± 0,23 5,63 100,0 130,5

6,0 (2003 г.) 116,54 4,53 107,51 127,08

6,0 (1996-97 гг.) 117,73 4,89 107,93 127,51

6,0 (1996-97 гг.) 117,11 4,76 107,59 126,63

м а л ь ч и к и

7,0 (2013 г.) 121,39 ± 0,22 5,68 102,0 139,0

7,0 (2003 г.) 123,56 5,53 113,03 134,52

7,0 (1996-97 гг.) 123,00 4,83 113,33 132,65

Зимняя спартакиада

Категория: ФИЗИКА | Просмотров: 51 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar