MENU
Главная » 2017 » Июль » 1 » Этические проблемы развития науки
14:34
Этические проблемы развития науки

13. Этические проблемы науки

13. Этические проблемы науки

Этические проблемы современной науки являются чрезвычай¬но актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований1. Новая дисциплина— этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, со¬вокупность ценностных принципов, принятых в научном сообще¬стве, и концентрирует в себе социальный и гуманистический ас¬пекты науки. Со¬временная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Совре¬менный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к тех¬низации. Человек окружит себя предметами техники, они состав-ляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих спо¬собностей современного человека также происходит с учетом за¬конов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия че¬ловека, которое ведет за собой обширный класс этических про¬блем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей обще¬ства сопровождается тем, что в ряде исследований объектом ста¬новится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место зани¬мают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является про¬блема авторства научных открытий, проблема плагиата, компе¬тентности и фальсификации научных открытий. В научном сооб¬ществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за со¬вершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не мо¬жет фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследо¬вателей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фикси¬руется авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «ака¬демическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обес¬печивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания.

Этические проблемы развития науки

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, ког¬да он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрыва¬ется от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении науч¬ной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректнос¬ти и научной этики. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетен¬тен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагае¬мых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответ¬ственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана …

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врож¬денными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционно истолковывается и стремление человека к об-разованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генети¬ки проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуаль¬ные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятель¬ности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэти¬ки. Они имеют выходы на практику здравоохранения и прави¬тельственные программы. Ряд проблем вызван отношением к па¬циенту только как к объекту исследования или медицинской прак¬тики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач—па¬циент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболе¬вания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и соци¬альных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самосто¬ятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации ме¬дицины и появления принципиально новых медицинских техно¬логий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основ¬ных критериев, допускающих экспериментирование на человеке. Вместе с тем возникает ре¬альная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирова¬ние которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока¬залась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в гене¬тический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершен¬ствования человеческой природы с целью все большей его адап¬тации к нагрузкам современной искусственно созданной техно¬сферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимо¬действий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперимен¬ты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируе-мое ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над че¬ловеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз¬действия на человеческий мозг составляют особую группу про¬блем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них спо¬собны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенчес¬кие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Су¬ществуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг элект¬родов, которые слабыми электрическими воздействиями препят¬ствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрос¬ти, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают¬ся с транквилизаторами и наркотиками.

Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественно¬го родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в. однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг. в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов по клонированию челове¬ка. До тех пор пока речь шла об эффективности клонирования для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяй¬стве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда же речь зашла о клонировании человеческого существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага.

В 1998 г. американский физик из Чикаго Ричард Сид на сим¬позиуме по репродуктивной медицине громогласно заявил о на¬мерении приступить к работам по клонированию человека. Есть и желающие участвовать в этом эксперименте: группа медиков и группа лиц, стремящихся обрести свои копии или быть донорами.

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяй¬стве — в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно цен¬ными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просмат-риваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением может служить такое вещество, как калус, представляющее собой скопление делящихся клеток, из которых любая может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эф¬фект. Иногда исследователи усматривают и возможность восста¬новления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осознания многоаспектности феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономи¬ческий и прочие аспекты. Клонирование, как очень сложная экс¬периментальная технология, в принципе может приводить не толь¬ко к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с резуль¬татом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющемся процессе рассо¬гласования первоначально поставленных целей и полученных ре¬зультатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонирован¬ный организм в социальном мире, а в случае с животным — в стадной жизни. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших животных, их ролевого разделения и амплитуды пове¬денческого амплуа. Изначальная жесткая генетическая запрограммированность может во многом ограничить данный организм в его универсальности. Он может оказаться странным уродцем.

Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным обра¬зом, иначе у родившегося не будет души. Клонирование, на его взгляд, — это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

Интересно, что в памятниках древности, например, в текстах Каббалы, запрещают возможность создания искусственного че¬ловека по заданным параметрам, ибо за этим стоит космическое всевластие во многом нравственно несовершенного существа. Доктор Фауст у Гете пытается создать искусственного человека — гомункулуса и при этом присутствует сила зла — Мефистофель. Проблема сверхчеловека, поставленная Ницше, напрямую связа¬на с выводом: «Бог умер!» Хаксли в романе «О дивный новый мир» описывает генетические манипуляции с эмбрионами. И наконец, идеологический заказ на советскую евгенику, предполага-ющую вмешательство в природу человека, использование дости¬жений генетики в целях государственной политики, формирова¬ние искусственного отбора в условиях ослабленного естественно¬го, свидетельствует о вероломстве псевдонауки.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий произ¬водство подверженных деформации органов и тканей, столь не¬обходимых в хирургии и травматологии, влечет за собой пробле¬му организации производства такого рода материала, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди. А это, в свою очередь, может привести к социально негативным послед¬ствиям и криминальному бизнесу.

Этические проблемы развития науки

Обсуждение проблемы клонирования выявляет еще один не¬ожиданный аспект. Данная технология во многом уязвима в том отношении, что гении зачастую страдают серьезными патология¬ми. Подагра, шизофрения, циклотемия, эпилепсия и ряд разнообразных нервно-психических расстройств — лишь незначитель¬ный набор характеристик гениальных личностей.

Гениальный Циолковский, например, после перенесенной им в детстве болез¬ни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы. Кроме того, гениальность связана с социальным признанием, с возможностью превзойти заданную социумом планку нормального развития способностей, гений прошлого века может стать рядовым существом в следую¬щем. Идея клонирования гениев может обернуться угрозой здо¬ровью генотипа совокупного родового человека.

Чистота эксперимента клонирования в условиях резко обо¬стрившихся глобальных проблем современности (радиация, ост¬рая экологическая проблема, многообразные вредоносные внешние факторы, воздействующие на организм, угроза уничтожения само¬го человечества) под большим сомнением. Такого рода экспери-ментирование, пусть даже под грифом «секретно», может приве¬сти к незапланированным мутации, исход которых будет непред¬сказуем. Поэтому весьма маловероятно, чтобы клонирование да¬вало точные копии отобранных образцов. Поскольку появление знаменитой овечки Долли последовало после 277 неудачных по-пыток, то опасения обретают еще и чисто технический характер

Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необ¬ходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее мораль¬ности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответствен¬ности за судьбу человечества.

Лекторий 2045 / Сергей Кричевский: «Расселение человечества в Космосе: Зачем? Кто? Как? Когда?»

Категория: ФИЗИКА | Просмотров: 64 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar