MENU
Главная » 2017 » Июнь » 4 » ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
10:19
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Политические идеи мыслителей Беларуси.

Основные направления современной политологии.

Основные положения темы

1. Политические идеи периода античности (IX в. до н.э. – V в. н.э.) получили развитие как на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия), так и на Западе (Греция, Рим). Их возникновение связано с развитием общественного способа производства. классовой дифференциацией общества, функционированием государства. Особенность политической мысли античности в обосновании сверхъестественной, божественной природы политической власти, а также социального политического и правового неравенства людей.

Наивысшего уровня политическая мысль античности получила в учениях Платона и Аристотеля. Первый являлся идеологом афинской рабовладельческой аристократии, второй выражал интересы среднего слоя класса рабовладельцев. В диалоге «Политик» Платон определил политику как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Философ разработал утопический проект идеального общественного устройства, где свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Правителям и воинам определяется функция по управлению и охране существующего строя, трудящимся – производительного труда, удовлетворения материальных нужд общества. Класс рабов Платоном игнорируется, вернее, рассматривается как само собой разумеющееся условие существования общества и государства.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Считая, что предполагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, он выступал защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. В политическом устройстве Аристотель различает три части: законодательную, административную и судебную, т.е. фактически он находился у истоков теории разделения властей. Правильным государственным устройством он считал такое, где преследуется общее благо, неправильным – где приоритет отдается частным целям правителей. К первому он относил монархию, аристократию, политию, к ко второму – тиранию, олигархию, демократию.

Древнеримская политическая мысль опиралась на политико-правовые идеи греческих мыслителей. Оригинальные политические идеи развиваются в произведениях Тита Лукреция Кара (99–55 гг. до н.э.) «О природе вещей», Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.) «О государстве» и «О законах». Первый из них обосновывал договорный характер государства, второй стоял у истоков понимания «правового государства». М.Т. Цицерон пришел к выводу: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода».

Ряд космополитических идей и естественно-правовых положений выдвинули римские стоики Сенека (3 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50–138), Антонин (121–180). По убеждению Сенеки, перед лицом мирового закона равны все люди – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. Эпиктет резко критиковал богатство и осуждал рабство. Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, о царстве, где превыше всего чтится свобода подданных.

Общественно-политические устремления социальных низов выражало христианство, возникшее в I в. н.э. Политическая идеология первохристиан носила эсхатологический (греч. eschatos – конечный, последний) характер. Она обосновывала учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который установится в результате вмешательства божественного спасителя, после второго пришествия Христа.

Своеобразие средневековой политической мысли состоит во всестороннем влиянии на нее христианской религии, римско-католической церкви. Центральной проблемой тогдашних политических представлений являлся вопрос о том, какая власть, церковная или светская, должна иметь приоритет. Суть позиции мыслителей заключалась в том, что государство выступает частью универсального порядка, создателем и управителем которого являлся Бог. В социально-политических взглядах Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354–430) содержалось обоснование и оправдание неравенства в обществе, которое якобы предопределено свыше. Историю человечества он рассматривал как борьбу «града Божьего», состоящего из праведников, божьих избранников и «града земного», или светского государства, – «великой разбойничьей организации». Государство, считал он, может стать частью града Божьего, если подчинится нормам и доктринам церкви.

Методы политологии

Сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225–1274) «О правлении властителей» и «Сумма теологии» явились своеобразной энциклопедией церковной идеологии средневековья. Развивая теократическую концепцию власти, он рассматривает ее как результат воли Бога. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а души – церкви. Наместнику Бога на земле – папе Римскому – должны подчиняться все светские властители, так как Богом осуществляется руководство миром. При этом сословные различия рассматривались как необходимые и вечные. Вместе с тем он признавал право подданных на свержение главы государства, если тот явно творил зло.

Политическая мысль эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) вместо религиозного объяснения государства, политики и права на первый план выдвигает положения о естественных правах человека, его земных интересах и потребностях. Идеи относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Важное место в ней занимает идеология централизованного государства. В знаменитом труде «Государь» Никколо Макиавелли (1469–1527) обосновывал принцип политического реализма. Жан Боден (1530–1596) в труде «Шесть книг о государстве» утверждал, что монарх – единственный, абсолютный источник права. В качестве самого существенного признака государства он выдвинул идею государственного суверенитета.

Политической науке Нового времени характерна разработка идей нового класса – буржуазии – в русле либерализма (лат. liberalis – свободный). Значительный вклад в развитие политической науки внес Томас Гоббс (1588–1679). Государство он рассматривал как человеческое, а не божественное установление. В трудах «О гражданине», «Левиафан» обосновывал его возникновение на основе общественного договора. Эта идея лежала в центре политических воззрений Гуго Гроция (1583–1645), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Джона Локка (1632–1704). Они разрабатывали идею естественного права, которое принадлежит людям в силу их природного бытия, что государственное право вытекает из естественного. Бесспорным достижением Дж. Локка является выдвижение идеи разделения власти.

Принципы свободы и равенства лежали в основе научно-политических идей мыслителей французского Просвещения . Шарля Монтескье (1689–1755), Вольтера (1694–1778), Жан Жак Руссо (1712–1778). Монтескье считал, что свобода может быть обеспечена только при независимости законодательной, исполнительной и судебной властей. Идеалом для Вольтера была «просвещенная монархия», где просвещен не только монарх, но и сами подданные. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею народовластия, обосновывал равенство всех перед законом.

Демократические идеи европейского Просвещения развивались американскими мыслителями Б. Франклином (1706–1790), Д. Адамсом (1735–1826), Т. Джефферсоном (1743–1826), Д. Медисоном (1751–1836) и др. В современную политическую и правовую науку вошли их идеи о том, что все люди от рождения свободны, независимы, обладают такими неотчуждаемыми правами, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, право народов сменять правительства, не отвечающие своему назначению. В их числе дополнение идеи разделения властей идеей создания системы сдержек и противовесов; судебного надзора за конституционностью законов.

Политические идеи развивали немецкие мыслители И. Кант (1724–1804), И. Фихте (1762–1814), Г. Гегель (1770–1831). Своеобразный «категорический императив» И. Канта – каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может использоваться как орудие достижения каких-либо целей. Он разработал проект «вечного мира» посредством создания федерации самостоятельных равноправных государств, разграничил категории «гражданское общество» и «государство».

Насильственные преобразования в ходе буржуазных революций XVI в. и особенно XVIII в. вызвали волну критики либерально-демократических нововведений. В результате получило развитие такое течение политической мысли, как консерватизм (лат. conseryare – сохранять). На его позициях стояли Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821), Л. Бональд (1754–1840).

В XVI – первой половине XIX в. развивались идеи утопического социализма . защищавшего интересы угнетенных масс. Его основоположники критиковали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй. Его представителями являлись Т. Мор (1478–1535), Т. Кампанелла (1568–1639). Д. Уинстэнли (1609 – после 1652). Ж. Мелье (1664–1729). А. Сен-Симон (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837), Р. Оуэн (1771–1858). Они обосновывали необходимость равенства всех членов общества, коллективной собственности, обязательного труда для всех, общественного самоуправления.

Революционно-демократические, социалистические идеи получили отражение в марксизме . основоположниками которого выступили К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Они попытались дать ответ на вопросы, поставленные ходом истории. Они исповедывали диалектико-материалистическое понимание государства, политики и права, утверждали, что их базисом является производственные отношения. Считали, что сущность государства не в мировом разуме, абсолютном духе, а в деятельности людей, материальных экономических отношениях. Право они рассматривали как юридическое выражение и закрепление существующих общественных отношений. Марксизм выдвинул положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти путем совершения революции и установления диктатуры пролетариата. Обосновывая движение человеческой истории «к уничтожению всяких классов» и к обществу без классов, марксисты выдвинули идею о закономерном отмирании государства и политики, считая что в обществе без классов и классовых противоречий государство не нужно и невозможно.

2. Особенность развития политической мысли России в том, что она совпадает с этапами становления и развития русской государственности. В этом плане выделяются периоды: Древней Киевской Руси (IX–XIII вв.); образования и укрепления Московского государства (XIV–XVI вв.); становления и усиления абсолютизма (XVII–XVIII вв.); разложение феодально-самодержавного строя (XIX – начало ХХ в.); советский и постсоветский периоды.

В период политического и культурного подъема Киевской Руси (Х–XII вв.) политико-правовая наука обосновывала необходимость единения, консолидации русских, восточнославянских земель, укрепления государственности, повышения статуса Руси на международной арене. Определяющее значение в развитии политической мысли имело официальное принятие в 988 г. византийского, греко-православного, восточного христианства. Вместе с христианством на Русь проникают новые политические представления о происхождении государства, правомерности господства правящей династии, путях укрепления власти. Внимание уделялось анализу таких категорий, как «истина», «правда», «закон », «благодать».

Политическая проблематика того времени нашла отражение в сочинениях «Слово о Законе и Благодати» (1049) митрополита Илариона, «Повесть временных лет» (1113), «Поучение Владимира Мономаха» (1125), свод правовых актов XI–XIII вв. «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» (1229) и др.

В XIV–XVI вв. когда центром объединения русских земель становилось Московское княжество, важное место в политической науке приобрели вопросы укрепления самодержавной власти, исторической перспективы Русского государства. В ходе обсуждения проблем соотношения церковной и государственной власти, роли церкви в жизни общества оформились течения «нестяжателей» и «иосифлян». Первые требовали лишения церкви ее богатств, в том числе и земель. Представитель этого течения Нил Сорский (1433–1508) считал, что деятельность церкви должна ограничиваться духовной сферой, помощью людям. Вторые – последователи игумена Иосифа Волоцкого (1439–1515) – выступали за сохранение церковной системы с ее экономическим могуществом.

Перспективы развития Русского государства, его роль на международной арене нашли отражение в теории «Москва – третий Рим», сформулированной в XVI в. монахом Филофеем. Он обосновывал, что все происходящее в жизни людей совершается по воле Бога, что история человечества – это возникновение, торжество и гибель трех мировых царств богоизбранных народов. Первым мировым царством был Древний Рим, вторым – Византия. После ее гибели в 1453 г. под натиском турок единственным хранителем чистоты православной веры остался русский народ, а Москва стала третьим Римом, и «четвертому – не быти».

Интересы господствующего класса выражала идейная позиция выходца из белорусских земель И. Пересветова. В челобитных царю он предлагал программу преобразований управления, полномочий верховной власти, организации единого войска, создания системы законодательства, судебной системы. На его взгляд, самодержавный государь должен олицетворять верховенство государственной воли, но не обладать абсолютной властью. Осуждал междоусобицы, самовластие бояр, неправедные пути обогащения. Система управления, считал он, должна опираться на служивое сословие дворянства, на правовое оформление деятельности органов власти. Награждать и повышать «в чинах и жалованиях» следует не по происхождению, а по заслугах.

Политические интересы нарождавшейся в период становления и усиления абсолютизма буржуазии выразил И. Посошков. В «Книге о скудости и богатстве» он обосновал роль торговли, купечества в жизни общества. Выступал за тотальную регламентацию общественной жизни, предлагая государственное (царское) определение организации производства, торговли, цен и т.п. Предлагал провести судебную реформу, сделать суд общедоступным.

С развитием капиталистического хозяйственного уклада в политической мысли России стало проявляться отрицательное отношение к крепостному праву, его порождениям в экономической и социальной областях. Одновременно пропагандировались самоуправление, свобода, следование европейским нормам жизни, просвещение. Новые взгляды нашли отражение в книге А. Радищева (1749–1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где не только показана пагубность крепостного права, самодержавия, но и содержался призыв к крестьянскому восстанию.

Политическая мысль периода разложения феодально-самодержавного строя представлена либерально-дворянским течением (М. Сперанский (1772–1839), Н. Карамзин (1766–1826) и дворянско-революционным (декабристским) в лице М. Бестужева-Рюмина (1803–1826), П. Пестеля (1793–1826), Н. Муравьева (1796–1843), а также философа-мыслителя П. Чаадаева (1794–1856). Их усилиями, и особенно М. Сперанского, разрабатывались проблемы либерального реформирования общественных отношений, устройства государственных органов управления. При этом предусматривалось значительное расширение прав граждан, усиление самоуправления на местном уровне.

Проблемы превращения российской абсолютной монархии в конституционную, ликвидации крепостного права, безвозмездного обеспечения крестьян землей рассматривались дворянскими революционерами. В ряде случае их взгляды носили субъективистско-ограниченный характер. П. Пестель, к примеру, предлагал все народности, населяющие страну, признать русскими и слить их в один русский народ.

Место России в мировом историческом процессе попытался осмыслить П. Чаадаев. В его работе «Философические письма» восхваляется Западная Европа, отмечается положительное влияние на жизнь общества идей долга, справедливости, права и порядка. По отношению к России мыслитель был настроен крайне критически. Он считал, что у нее нет традиций ни Запада, ни Востока, что русские воспринимают идеи лишь в готовом виде, что они составляют исключение среди народов и как бы не входят составной частью в человечество, существуют будто бы только для того, чтобы преподать великий урок миру. Правда, впоследствии он полагал, что русские пришли после других для того, чтобы не впадать в ошибки других, их заблуждения и суеверия, чтобы «ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

Методы политологии

Идеи П. Чаадаева обострили интерес к прошлому и будущему России, способствовали выделению двух течений политической мысли, так называемых западников (П. Анненков, И. Вернадский, Т. Грановский, Б. Чичерин и др.) и славянофилов (К. Аксаков, И. Киреевский, Л. Хомяков, Н. Данилевский и др.). Западники считали, что Россия должна учиться у Запада, пройти такой же путь развития, следовать образцам западноевропейской экономической, социально-политической и культурной жизни. Славянофилы, наоборот, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации нет, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по собственному, отличному от западного, пути, что для России основами развития являются православная вера, а также крестьянская община. Позже славянофилы стали утверждать, что отказ России от самобытного пути может привести к падению ее как государства, подчинению иностранцам.

Революционно-демократическую идеологию развивали В. Белинский (1811–1848), А. Герцен (1812–1870), Н. Чернышевский (1828–1889), Н. Добролюбов (1836–1861). Исторический процесс они понимали как борьбу угнетенных против угнетателей. Поэтому они пропагандировали право народа на борьбу, восстание, революцию. Являлись сторонниками крестьянской общины, народной власти в форме республики.

Демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма соединялись в народнической идеологии. В ней существовали два направления – революционное и либеральное. Народники предпринимали практические меры по просвещению крестьянства (так называемое «Хождение в народ»), вовлечению его в революционную борьбу.

С конца XIX в. в России нашло распространение марксистское направление политической мысли. Его развивали В. Плеханов (1856–1918), М. Туган-Барановский (1865–1919), В. Ленин (1870–1924), П. Струве (1870–1944) и др. Они считали, что Россия вступила на путь капиталистического развития, который, по их мнению, был прогрессивным. Исходили из того, что движущей силой в социалистической революции должно быть не крестьянство, а рабочий класс. В начале ХХ в. марксистское движение в России разделялось на два направления: реформистское (так называемые меньшевики) и радикально-революционное (большевики). Последние ориентировались на восстание, захват власти, диктатуру пролетариата.

В советское время, т.е. с 1917 г. вплоть до середины 1980-х гг. творческая, нестандартная мысль подавлялась. Господствующей идеологией являлся марксизм в интерпретации партийных и государственных руководителей Советского Союза. И. Сталиным, Н. Хрущевым, Л. Брежневым выдвигались не обоснованные теоретические постулаты, которые затем не подтверждались и практикой. Речь идет о выводе об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, о переходе к коммунизму в отдельно взятой стране, о создании материально-технической базы коммунизма и т.п.

3. Политические научные идеи в Беларуси, так же, как и в России, развивались в соответствии с основными этапами и условиями развития белорусского этноса и его государственности. Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. и связаны с деятельностью Ефросиньи Полоцкой (около 1101) и Кирилла Туровского (1130–1182). О характере социально-политических взглядов Е. Полоцкой говорит текст певческого канона о ней, датируемый XII в. В нем говорится о радении Ефросинии о мире и согласии, протесте против междоусобиц, необходимости единения православных земель перед внешней угрозой. В «Житии Ефросинии Полоцкой» утверждается, что она не хотела видеть враждующими ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни «простеца с простецом». «Слова», молитвы К. Туровского посвящены преимущественно философско-богословной проблематике. Его конкретные идеи относительно власти, государственного устройства сводятся к единению восточнославянских земель, общерусскому единству.

В период ВКЛ развитие политической мысли осуществлялось под влиянием идей Возрождения. Гуманистическую, свободолюбивую традицию в ней заложили Ф. Скорина (ок. 1490 – не позднее 1552) и М. Гусовский (ок. 1470–1533). Они – поборники свободы, любви к Родине, мира, дружбы и единения народов. Ф. Скорина первым из мыслителей Беларуси рассмотрел проблемы соотношения права и закона. Он проповедовал равенство всех перед законом, справедливость суда. Поэма М. Гусовского «Песнь о зубре» – это патриотический гимн своему отечеству, его стойкому, мужественному и миролюбивому народу. Поэт выступает против произвола и безнаказанности угнетателей простого народа.

В политической научной мысли XVI в. выделялись два направления: умеренное и радикальное. Представители первого Ф. Скорина, М. Гусовский. А. Волан (1530–1610), С. Будный (ок. 1530–1593), В. Тяпинский (ок. 1540–1604), Л. Сапега (1557–1633) сознавали необходимость общественных перемен. Мыслители второго направления Петр из Гонендзы (между 1526– 30–1573), Якуб из Калиновки (? – 1583), Павел из Визны, М. Чеховиц (1532–1612), отражая интересы народных низов, призывали к радикальным социально-политическим переменам. Отдельные из них требовали полной свободы для всех, упразднения государства.

В период Речи Посполитой, в условиях усиления социального и национально-религиозного угнетения, политическая мысль Беларуси обращается к выяснению исторического пути белорусов, отражает их стремление к единению с братским русским народом. Идеи единения трех восточнославянских народов получают обоснования в произведениях А. Филиповича (1597–1648), С. Зизания, С. Полоцкого (1629–1680), Г. Конисского (1717–1795). Необходимость свободы совести, беспрепятственного выбора человеком своего вероисповедания присуща взглядам М. Смотрицкого (1572–1633). А. Олизаровский (1618–1659), М. Карпович (1744–1795), И. Еленский (1756–1811) выступали с резкой критикой крепостного права.

Главной особенностью политической мысли Беларуси периода Российской империи является ее революционно-демократическая направленность. В этом русле рассматривался крестьянский и национальный вопросы К. Калиновским (1838–1864), Ф. Богушевичем (1840–1900), А. Гуриновичем (1869–1894). Кроме того, они подчеркивали самобытность белорусского народа, его языка. В начале ХХ в. этим традициям следовали А. Пашкевич (Тетка) (1876–1916), М. Богданович (1891–1917), Я. Купала (1882–1942), Я. Колос (1882–1956) и др. В политической мысли Беларуси этого периода велась борьба с западноруссизмом, течением, отрицавшем самобытность белорусского этноса, его культуры. Представители этого течения считали Беларусь составным элементом России, а белорусов славянским племенем, органично входящим в состав русского народа.

4. Важнейшими направлениями современной политологии являются проблемы, которые ставились и ставятся политической наукой в ХХ – начале ХХI в. Это, прежде всего, социологическое направление, в рамках которого рассматриваются явления политики во всей их сложности, изучаются проблемы политических элит, развивается теория политических партий и их лидеров, групп давления (групп интересов). Проблемы организации и регулирования политической жизни анализируются в рамках институционального направления. Его дополняют и развивают системно-функциональные концепции. Наиболее значимые общественно-политические проблемы исследуются представителями концепции политического плюрализма, теории демократии, теории бюрократии, теории международных отношений.

Примерные темы рефератов и докладов к теме № 2

3.Идеи общественного договора Т. Гоббса, государственного устройства Дж. Локка и принципа разделения властей Ш. Монтескье.

7.Политическая мысль периода образования Русского централизованного государства и укрепления абсолютизма.

Лекция 2.2 | Этапы развития экономической науки | Виктория Базжина | Лекториум

Категория: Реферат | Просмотров: 57 | Добавил: haka213557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar